Полезные советы

Добиться успеха поможет умение игнорировать

Добиться успеха поможет умение игнорировать. Добиться успеха поможет умение игнорировать

Если вы хотите быстро найти информацию, вы должны точно представлять себе, что вам не нужно искать. Такой вывод сделали специалисты из Университета Джона Хопкинса. Если вы научитесь блокировать "лишние" сведения, производительность поиска значительно возрастет, говорят исследователи. Правда, сначала придется серьезно попрактиковаться.

Фактор "фона"

Наверное, у всех есть опыт поиска информации в интернете. Вы вводите ключевое слово или фразу и смотрите выпавшие ссылки. Проблема в том, что ссылок этих могут оказаться тысячи, и просмотреть их все невозможно просто физически… Конечно, если вам нужна информация общего характера, это одно. А если вас интересует лишь какой-то один узкий аспект? Тогда необходимо ввести запрос так, чтобы выдавались сведения только по требуемой вам узкой тематике. Все остальное же будет находиться за пределами поиска.

Или возьмем пример, когда вы толком не знаете, что именно вам нужно, но зато прекрасно знаете, что вам не нужно… Тогда вы просто отбрасываете те ссылки, которые вам не нужны, и обращаете внимание лишь на то, что соответствует вашим запросам.

Думаете, это работает только в Cети? Как бы не так! Представьте себе двух школьников. Первый дома делает уроки в собственной комнате, где ему никто не мешает, а второй — за общим столом, когда вокруг гомонят домочадцы. Своего места у него просто нет… Совсем не факт, что второй школьник будет учиться хуже, чем первый. Вполне возможно, что со временем он научится не обращать никакого внимания на постоянный шум и гам, царящий вокруг, и сосредотачиваться на домашних заданиях. Но давайте поместим первого школьника в подобную обстановку — и вряд ли задание будет выполнено успешно…

Среди взрослых людей наблюдается то же самое. Студент, живущий дома, не сможет готовиться к экзаменам в условиях шумной общаги. Сотрудник, который привык трудиться удаленно или в тихом кабинете, не сможет работать в большом офисе, где его постоянно будут отвлекать шум и разговоры.

Хотя не исключено, что постепенно он научится "отсекать" фон и спокойно заниматься своим делом, что бы ни происходило вокруг. Ведь есть, например, люди, способные спокойно засыпать под звуки музыки или телевизора… Все зависит от "тренировки".

Буквы и цвета

Команда ученых из Университета Хопкинса провела два эксперимента, в ходе которых добровольцы должны были искать на экране компьютера определенные буквы. В частности, им предстояло найти заглавные B или F среди других букв, раскрашенных в различные цвета. При этом в одних случаях участникам исследования говорили, что нужная буква не будет раскрашена в определенный цвет. В других же им ничего не говорилось.

Если испытуемые заранее знали, на буквы какого цвета не следует обращать внимание, то поиск происходил быстрее. И результаты улучшались после определенного количества попыток.

Вернее, это происходило так. Когда участникам называли цвет, который необходимо было игнорировать, время поиска поначалу замедлялось. Однако примерно после 100 тестов оно заметно сокращалось. У тех, кому про цвет не говорили, продолжительность поиска не изменялась.

Внимание — дело наживное

Очевидно, что все дело было в способности фокусировать внимание. "Внимание обычно воспринимается как нечто, что улучшает обработку, в случае существования чего-то важного в мире, — комментирует один из авторов исследования Говард Эгет, профессор психологических наук и наук о мозге при Университете Джона Хопкинса. — Это исследование, наряду с некоторыми недавними работами, в которых мы измеряли активность мозга, в то время как испытуемые выборочно реагировали на раздражители, представленные среди конкурирующих стимулов, подчеркивает важность активного подавления этих конкурирующих раздражителей. Это то, что я называю — темной стороной внимания".

По мнению исследователей, умение игнорировать ненужную информацию может пригодиться в самых разных сферах. Корбин А. Каннингем, аспирант школы искусств и научного восприятия Кригера, заявляет: "Люди, которые явно игнорируют отвлекающую информацию, увеличивают визуальную производительность поиска — критический взгляд профессиональных искателей, такой как у радиологов и службы охраны аэропорта".