Активный отдых

Волшебство танцевальной импровизации

Зачастую педагоги ставят перед собой задачу просто научить учащихся последовательности определенных танцевальных движений, выполняемых, по возможности, технично. Разумеется, ничего предосудительного в таком намерении нет – техника необходима, а заученные и доведенные до автоматизма связки движений позволяют достичь сразу нескольких целей. Например, такая методика подходит, если главная цель педагога – успешное выступление его учеников на сцене, когда большая роль отводится синхронности движений, красивым и четким перестроениям и т. д. Таким образом учащиеся, конечно, будут способны изобразить набор красивых па, но смогут ли они достигнуть большего?

Рассмотрим эту ситуацию подробнее. Допустим, к преподавателю пришел человек, не развивший в себе умение импровизировать под музыку. Он не имеет ни малейшего представления о том, что чувствуют танцоры, обладающие этой способностью. Он не представляет, как можно звуки музыки сразу же, мгновенно переводить в набор движений, отражающих образы, которые эта музыка в себе содержит. Такой человек, как правило, удивлен тому, что кто-то умеет импровизировать и уж совсем поражается факту существования танцоров-любителей, которых никто никогда не учил импровизациям - у них это «само получается». Самое неприятное в этой ситуации то, что не умеющий импровизировать под музыку человек обычно убежден в своей неспособности овладеть этим умением. Более того, многие из нас нередко видели индивидуумов, упорно утверждающих: «Я не умею танцевать». Доводы на тему «танцевать умеют все» они категорически не приемлют.

Стоит ли говорить о том, что многократно повторенные фразы «Я не умею» приводят к самовнушению, и человек даже не пытается научиться искусству импровизации – он уже заведомо полностью уверен в том, что потерпит фиаско. В итоге человек сам себе вредит. Во-первых, он не может почувствовать весь спектр замечательных ощущений, которые получает танцор в процессе импровизации под музыку. Способность полностью погружаться в музыку и «отображать» услышанное позволяет превратить танец в особый вид искусства, и любой танцор, которому приходилось сравнивать постановочный танец с импровизационным, подтвердит, что между ними существует разница. Особенно, если танец поставил не сам исполнитель, а другой человек, например, его педагог. Возможно, кто-то полагает, что механическое повторение танца, пусть даже выполненное на профессиональном уровне – есть высшее достижение искусства. Однако существует альтернатива: попытка творческого подхода к танцу, позволяющая получить настоящее удовольствие от процесса создания чего-то нового, когда в исполнение будет вноситься уже не просто техника, но частица души танцора. Это чувство посещает всех творческих людей независимо от того, каким видом искусства они занимаются. Никто из них не будет отрицать, что созидание в области искусства приносит множество положительных эмоций, недаром Р. Роллан сказал однажды: «Все радости жизни – в творчестве».

Отказ от импровизации в танце не только закрывает перед человеком одну из возможностей прикоснуться к прекрасному, но еще и лишает способа снять стресс. Конечно, существует много других способов избавления от оного – например, наглотаться валерьянки, помедитировать, выговориться друзьям, побить боксерскую грушу. В качестве альтернативного варианта можно еще перенять методику японцев – эти граждане додумались до того, что приходя домой с работы, лупят почем зря куклу, изображающую их босса. Однако представляется, что все эти способы не слишком совершенны, особенно медитация, которая по подозрениям ученых, может быть даже вредна и иногда приводит к нарушениям психики. Напротив, танцевальная импровизация позволяет избавиться от стресса и негативных эмоций совершенно безвредным способом. Разумеется, танцевальная импровизация не может считаться панацеей от всех бед, а способы избавления от стресса обычно выбираются индивидуально. Применение танцевальной импровизации в этом ключе может стать темой для отдельного исследования, а мы сейчас перейдем к еще одному немаловажному моменту.

Существует точка зрения, согласно которой современная школьная программа построена так, что в процессе обучения из учеников получаются хорошие исполнители задач, но никак не творческие личности, способные сами выдвигать цели и задачи. Кто-то даже утверждает, что гениев потому так мало в нашем обществе, что система образования прибивает все способности юных вундеркиндов на корню. Это утверждение также может являться темой для исследования, мы же обратимся к проблеме обучения творческих личностей, с позволения сказать, на танцполе. В случае если педагог ставит танец в ансамбле и ни в этом номере, ни в программе обучения нет места импровизации, в результате такого обучения мы получим опять-таки, хороших исполнителей конкретной задачи. Но как же быть с развитием творческого мышления, фантазии? Импровизация идеально подходит для этих целей, но некоторые педагоги не придают ей значения. Они, вероятно, считают, что пределом их достижений будет синхронное выступление коллектива. Но что представляют собой их ученики вне этого коллектива? Известны случаи, когда привыкнув работать исключительно в ансамбле, учащиеся не могли самостоятельно изобразить что-либо, похожее на танец. То есть в коллективе они прекрасно все исполняют, а сами по себе теряются настолько, что даже не осознают, что музыка является их главным помощником и вдохновителем в процессе создания танца. Ведь многие преподаватели даже не учат этому своих подопечных!

Р. Гэлвин, опытный преподаватель ирландских и шотландских танцев, во время своего мастер-класса в Москве в 2000 году несколько раз повторил: «Музыка – первична, танец – вторичен по отношению к музыке». И мало кто задумывается о том, что именно такой подход позволяет сделать легче процесс обучения танцевальной импровизации. Вместо этого некоторые педагоги предпочитают не учить слушать музыку, а считают под нее, что впоследствии может привести к механическому восприятию музыки – не как источника образов, а как ритмически выверенной последовательности звуков. Можно утверждать, что такой подход, исключающий обучение импровизации, не способствует развитию индивидуальности человека, равно как и становлению его таланта. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что импровизация имеет огромное значение как в процессе обучения танцам, так и во многих других аспектах жизни.

Наталья Филиппович