Активный отдых

Игра Го – антишахматы

Одни говорят, Го – это колыбель стратегии, другие утверждают, что Го – всего лишь японские шахматы, третьи скромно отмалчиваются, потому как слышат это слово впервые.

Го – это логическая стратегическая игра, Родиной которого является древний Китай, а прибежищем – современная Япония (ведь именно в Японии игра Го получила наибольшее распространение). Го и шахматы вовсе не «братья», скорее, наоборот! Ведь в Го метод победы строится по истинно китайскому принципу «размножайся и заселяй», а не по принципу «нашему царю показали фигу, не простим обиды, умрем все до последнего».

Говорят, чтобы научиться играть в го, требуется пять минут; чтобы научиться побеждать, требуется пять лет.

Правила игры довольно просты. На доску, расчерченную линиями 19 на 19 под прямым углом, по очереди выставляются фишки (их называют камнями) черного и белого цветов. Камни ставятся в перекрестья линий, и двигать их нельзя. Игроки стремятся поставить свои камни так, чтобы оградить на доске как можно больше территории. Если группа камней со всех сторон окружена камнями противника, то она может умереть - прямо-таки блокада получается. Если пустота внутри группы камней поделена пополам, то такая группа называется имеющей два глаза и является бессмертной. Одиночный камень, окруженный со всех сторон, умирает всегда.

Цель игры – набрать больше очков, чем противник. Поэтому в отличие от шахмат игроки в го не заинтересованы напрямую в уничтожении сил противника. Партнеры занимаются сотворчеством – по мере выставления камней черно-белый рисунок на доске усложняется, рождается неповторимая композиция; в итоге побеждает не самый агрессивный, а тот, кто лучше чувствует баланс сил.

В начале партии камни ставятся как можно дальше друг от друга, чтобы распространить свое влияние на максимально большую территорию. В середине игры камни стягиваются в цепи, которые ограждают зоны доски от влияния камней противника. Затем начинается период взаимных вторжений и "пограничных конфликтов". Го требует от игрока умения предвидеть ход игры, составлять и воплощать в партии оптимальный план действий.

10 заповедей Го из книги известного японского Го-мастера, Отакэ Хидэо:

  1. Чересчур стремящийся к победе не победит.
  2. Если вторгся в сферу влияния противника, будь снисходительнее.
  3. Прежде чем атаковать, оглянись на самого себя.
  4. Отдав камень, борись дальше.
  5. Отдай малое, возьми большое.
  6. Если грозит опасность, не задумываясь, отдавай.
  7. Воздержись, не разбрасывайся.
  8. Когда противник атакует, непременно отвечай.
  9. Если противник укрепился, укрепись и сам.
  10. Если безнадежно изолирован, избери мирный путь.

Однако, Го не только игра, Го – философия.

  • Цель игры го - разделить доску между черными и белыми.
    Цель Го - оторвать глаза от доски.
  • Настоящий мастер Го - тот, кто вышел за рамки игры. За рамки игры Го, за рамки результата игры.
  • Именно там, вне поля доски, Го начинает проявлять свои свойства. Го развивает и обучает эволюционные центры человека.
  • Го учит нас видеть и мыслить.
  • Видение означает новые степени восприятия. Степени, которые не достигались нами ранее.
  • Мыслить - означает порождать новые идеи. Идеи, которые сами собой становятся реальностью.

В общем, если ты реально хочешь совместить приятное с полезным, интересную игру с самосовершенствованием – выбирай Го! Как минимум лучше компьютерных стрелялок. Жалеть не придется!

Ирина Копченова