Невероятно, но факт

Кто придумал чаевые

Где бы мы сегодня не ужинали, останавливались на сутки, зашли просто выпить кофе, сотрудники ждут, когда им оставят чаевые. В России этот жест не так распространен, как на западе, но, тем не менее, во всём мире сфера услуг предполагает чаевые. Почти во всём мире.

Ну, а что такое "чаевые"? Ведь этот термин откуда-то к нам пришёл, у него есть своя история, предпосылки появления такого явления. Начнём с того, что зародилась традиция в Англии, стране, которая всегда ассоциируется у нас с чаем, речь идет о 16 веке, тогда англичане стали традиционно пить чай, иногда гости оставались ночевать в доме хозяина, слугам всегда оставляли деньги.

В России к этому относятся очень просто, ведь мы не всегда оставляем чаевые, мы делаем это по настроению, в зависимости от того, как нас обслужили, кто-то принципиально никогда не оставляет чаевые. Что касается других стран, там существуют свои негласные правила. Например, в США принято оставлять официанту сумму, которая равна 15 или 20% вашего счёта.

В Бразилии это сумма меньше, она составляет 10% от чека, в Швеции ещё меньше, примерно 5% от всей суммы. Что касается Востока, там к чаевым вообще относятся иначе. Например, в Японии вообще не принято оставлять чаевые, скорее всего, официант поспешит вас догнать и вернуть деньги.

Отношение к чаевым складывается из нескольких факторов. Роль играют традиции и культура определённой страны, также влияние оказывает экономическая ситуация в государстве и социальные нормы. Что касается людей, которые постоянно оставляют чаевые, они делают это потому, что хотят, чтобы в следующий раз их обслужили тоже хорошо. Еще одной причиной является то, что человек достойно выполнил свою работу и вы хотите его отблагодарить.

Также очень часто люди оставляют чаевые для того, чтобы не стать предметом общественного порицания. Кто-то таким образом просто подтверждает свой социальный статус, можно сказать, что, оставляя чаевые, многие люди самоутверждаются.

Психология человека такова, что чаще всего, когда в заведении установлена какая-то планка по чаевым, она человека отпугивает, он не оставляет вообще ничего. А такие заведения есть, иногда в меню или в чеке указано, что клиент может оставить 20% суммы своего чека на чай официантам. Дело в том, что многие заведения стараются научить людей оставляют чаевые, а затем снижают заработную плату работникам. Порой официанты вообще не воспринимают всерьез свой оклад, они живут в большей части за счет чаевых.

Конечно, владельцам ресторанов выгодно, что они могут платить меньше денег сотрудникам, но тогда они снижают цены в меню. Мало что меняется. В противном случае, люди не будут оставлять чаевые, ведь они и так много заплатили официально. В общем, аспектов очень много. Например, менталитет, который не позволяет понять, зачем нам платить за что-то, если мы получаем это обслуживание и без дополнительных расходов.

Очень часто большой заработок официантов называют нечестным в том плане, что повара, которые не контактирует напрямую с клиентом, не могут повысить свою зарплату никоим образом. Именно поэтому некоторые рестораны принципиально отказались от чаевых. Они решили установить хорошую заработную плату, за которую работник будет обслуживать клиента и без того добросовестно.

Такая система хороша тем, что все сотрудники получают достойную оплату, независимо от того, какое занимают место. К тому же, таким образом складывается более понятная система карьерного роста. Вообще многие владельцы ресторанов считают, что отказ от чаевых в будущем сможет оказать хорошую услугу, это должно принести выгоду.

Читайте также:

Деловой этикет: спасибо в денежном эквиваленте

Этикет в ресторане. Мифы и реальные правила

Дали чаевые - заплати налог

Чаевые в десять тысяч долларов

Деловой этикет: табу на разговоры о деньгах