Социум

ЕГЭ: авантюра с продолжением

Пожалуй, самый обсуждаемый вопрос образования в последнее время это ЕГЭ. Одни говорят, что единый экзамен это хорошо – другие, что плохо…. Тем не менее, жаркие споры не приводят ни к чему и видимо, просто нужно смириться – ЕГЭ теперь есть и будет.

Напомню, что изначально Единый госэкзамен был задуман для объективной оценки знаний выпускников всех российских школ. То есть, предполагалось, что проверка подготовленности выпускников школ и абитуриентов различных ВУЗов должна быль единой. Однако если спросить мнение любого преподавателя высшего заведения, то можно услышать ответ, что такое просто невозможно.

Возникает еще один вопрос – форма, по которой должна проходить оценка знаний. Планировалось, что это будут тесты, а затем появились мудреные гибриды под названием КИМы (контрольно-измерительные материалы)….

Многие ученые отмечают ненаучность этого метода проверки знаний. Для аргументации этого мнения приводится теория профессионального отбора, из которой следует, что невозможно создать универсальный метод, пригодный для отбора на все специальности вузов. Создатели ЕГЭ попробовали опровергнуть данный постулат….

В механизм данного вида экзаменов изначально было заложено то, что получит максимальный балл невозможно. По началу это было именно так – в большинстве регионов России выпускники получали либо средние баллы, либо вообще его не проходили. Комиссии были завалены аппеляциями…. Часто получалась такая ситуация, что ученик, все 11 лет учившийся на одни 5-ки, получал на ЕГЭ чуть ли не 3-ку….

Рассмотрю ситуацию с единым экзаменом в нынешнем, 2005 году.
В Сургуте в нынешнем году подано 100 аппеляций, и это притом, что еще не объявлены результаты по ряду дисциплин. Из поданных протестов, удовлетворено лишь 20%. В прошлом году несогласие с вынесенной оценкой выразили 127 сургутских школьников. Большая часть протестов была связана с результатом экзамена по математике – 89 (из них 13 были удовлетворены).

Вместе с этим, в России появились первые уникумы, умудрившиеся сдать предмет на максимальную оценку - 100 баллов. Один из них - выпускник новосибирского муниципального экономического лицея Никита Королько отличился при сдаче математики.
Этот результат заставил создателей системы ЕГЭ крепко призадуматься – если максимум все-таки достижим, то имеет ли вся эта конструкция смысл? Подумали и пришли к выводу, что этот случай все-таки просто исключение….

Но результаты все поступают и поступают, так, например, в Тюмени обнаружилось сразу несколько «стобальников» - двое по физике и один по математике.

В соревнования по максимальным знаниям включилась и Новгородская область – там уже набралось девять выпускников, получивших высший балл, на сей раз по русскому языку и математике.

На фоне всеобщей «егэшной» лихорадки, особняком стоит Свердловская область – там экзамены принимают по «старинке». Только шесть школ региона согласились слиться с общероссийской массой. Причина тому – принципиальная позиция областного министра образования Валерия Нестерова, который не считает ЕГЭ эффективной формой госаттестации.

Вторит ему ректор Уральского государственного университета Владимир Третьяков: « Я убежден, что польза ЕГЭ явно преувеличена. С одной стороны, одной из целей эксперимента было выявление качества знаний и образования в школах. Однако как можно требовать, чтобы учащиеся сельской школы, где химию преподает ветеринар, и привилегированного лицея Екатеринбурга выполняли задания одной сложности? Кроме того, я не считаю ЕГЭ возможностью поступить в вуз без дополнительных экзаменов. Не спорю, мы принимаем результаты единых экзаменов, однако лично для меня они не авторитетны. Представьте, человек собирается поступать на физико-математический факультет, и, вместо вступительных экзаменов предъявляет результат ЕГЭ по математике. Мы не сможем объективно оценить знания этого абитуриента, поскольку уровень сложности вступительного экзамена по математике куда сложнее, чем ЕГЭ. Еще ни одна "уравнивающая" система не была эффективной, а потому надеюсь, что знания и качество образования наших ребят будут оцениваться не по результатам ЕГЭ».

Такого же мнения придерживается и ректор главного ВУЗа страны – МГУ Виктор Садовничий. Некоторое время назад по Москве пошли слухи, что неприступная для ЕГЭ крепость все же пала, и в МГУ все же будут учитывать «единые» баллы по непрофильным предметам – русскому языку и математике. Садовничий подтвердил, что подобные разговоры на ученом совете ведутся, но до реальных результатов еще далеко. Ректор заявил, что ЕГЭ в московском Университете принимают лишь как своеобразную форму «контроля», а не как единственный способ поступления в ВУЗ. "Не надо абсолютизировать "Единый", и он сможет быть полезен, как полезен любой контроль", отметил Садовничий.

Компанию МГУ в отчуждении результатов ЕГЭ составили и другие московские ВУЗы: Театральный институт им. Бориса Щукина, а также практически все творческие ВУЗы, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ, Академия управления МВД России, Академия Федеральной пограничной службы РФ (Пограничная академия ФСБ РФ), Академия Федеральной службы безопасности РФ, Международный юридический институт при Министерстве юстиции РФ, Российская правовая академия.

А вот, среди принявших ЕГЭ такие институты, как: Государственный университет Высшая школа экономики, Государственный университет управления, Московский государственный институт международных отношений, МИРЭА, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, РЭА им. Плеханова, МГТУ им. Баумана, РГГУ, Финансовая академия при правительстве РФ, Московский киновидеоинститут (филиал СПбГУ кино и телевидения)….