Музыка

Два дня потрясений с «Кронос Квартетом»

На этот раз музыканты решили порадовать публику "Избранным" – то есть, каверами композиций Einsturzende Neubauten, Джимми Хендрикса, своими обработками народных мелодий и произведениями современных композиторов.

Первым номером была вещь под названием «Potassium», сочиненная композитором Майклом Гордоном (Michael Gordon). Струнные инструменты вступали один за другим, медленно и размеренно, создавая иллюзию полета каких-то фантастических существ. С точки зрения музыкальной гармонии это было совершенно феерично – услышав подобное не один поклонник изощренных звуковых сочетаний пришел бы в полный восторг. Полет персонажей продолжался достаточно долго, позволив ценителям авангардной музыки насладиться сполна.

За этой композицией последовала народная музыка в обработке Kronos’а – вещица «Tusen Tankar» (A Thousand Thoughts). Инструментал, посвященный тысяче мыслей, сменила композиция, автор которой и вовсе неизвестен, она называлась «Oh Mother, the Handsome Man Tortures Me». Затем последовали великолепно и технично сыгранные «Kara Kemir», искусно аранжированная квартетом, и «Responso», сочинение Anibal Troilo.

Кульминацией первого отделения стало исполнение композиции «Armenia» из репертуара немецкой группы Einsturzende Neubauten, специализирующейся на таком стиле, как индастриал. Можете представить, что из этой вещи сделали их американские коллеги? Наваяв аранжировку вместе с Паолой Престини (Paola Prestini) «Кронос Квартет» устроил настоящее шоу, которое было непрерывным и отчасти безумным. По очереди, а порой и одновременно музыканты поднимались со своих мест и устраивали настоящий тарарам посредством множества находившихся на сцене предметов. Были использованы молотки, колотушки разного рода, покрытия из разных материалов, по которым этими инструментами нещадно колотили, периодически оглядываясь на солирующую в этот момент скрипку – дабы не вываливаться из общей композиции. Контрабасист пару раз включал дрель, а в какой-то момент старательно начал пилить какие-то конструкции. Один из музыкантов рычал в микрофон, представляя этакий «интеллигентный» вариант гроулинга. Было совершенно невозможно оторвать взгляд от сцены – хотя бы потому, что было интересно: что произойдет дальше? Вся эта грандиозная музыкальная какофония происходила на фоне звучания постоянно вращающихся лопастей невидимого зрителю гигантского механизма, которое в конце номера плавно сошло «на нет» и было неожиданно и немного забавно прервано одним из скрипачей.

Вслед за этим произведением на контрасте хорошо слушалось меланхолично-тоскливое сочинение Софьи Губайдуллиной «Quartet No. 4» Какие-то странные звуки понеслись со сцены. Что это было? Лягушки, жерлянки или какие-то другие амфибии? Музыканты использовали все новые эффекты, варианты звукоизвлечений, и публике вновь оставалось лишь удивляться.

Затем последовал небольшой антракт, и музыканты вернулись с программой, первыми двумя номерами в которой оказались затейливые индийские мотивы. Кто бы мог подумать, что скрипка может так имитировать ситар? Обволакивающий восточный саунд покорил публику, причем участники квартета по очереди солировали, передавая свое видение загадочного Востока, и звучание каждого инструмента, как и созданный образ, было различным.

Затем группа разнообразила уже и без того насыщенную мелодиями и образами программу исполнением «Triple Quartet» – сочинения американского авангардного композитора Стива Райха (Steve Reich).

Музыканты трижды выходили на бис, и в конце выдали кавер на композицию Джимми Хендрикса. С легкой руки звукорежиссера четыре акустических струнных инструмента зазвучали словно электрические. Впечатлений на этот вечер слушатели получили предостаточно. Неудивительно, что провожая «Кронос Квартет», публика аплодировала стоя.

Наталья Филиппович