Музыка

Jethro Tull: легенда остается легендой

Наступившее в Москве 1 июля резкое похолодание не помешало любителям изощренного мелодического арт-рока получить несказанное удовольствие от выступления легендарной команды. Jethro Tull уже и раньше приезжали в Россию, но в таком составе мы их еще не слышали. К Яну Андерсону (Ian Anderson), как обычно выступающему в роли «и швец, и жнец, и на дуде игрец» (вокал, флейта, мандолина, гитара, губная гармошка), а также басисту Джонатану Нойзу (Jonathan Noise) присоединились скрипачка Лючия Микарелли (Lucia Micarelli), гитарист Флориан Опале (Florian Opale), барабанщик Джеймс Андерсон (James Anderson) и клавишник Джон О’Хара (John O'Hara).

Появление в составе группы Лючии Микарелли стало настоящим сюрпризом для поклонников творчества Jethro Tull. Блистательная скрипачка не только великолепно исполнила материал, прекрасно дополнив общее звучание, но и сама написала немало аранжировок для произведений, вошедших в концертную программу группы.

Возможно, вы обратили внимание на сходство фамилий лидера группы и барабанщика. Сходство это не случайно. Джеймс Андерсон, также известный как Джеймс «Дункан» - сын Яна Андерсона. Он принимал участие в записи сольных альбомов Андерсона. Кстати, на дисках Яна отметился и другой участник нового состава - клавишник, по совместительству аккордеонист Джон О'Хара.

Самым первым номером концерта стала знаменитая«Living In The Past», следом за ней была исполнена вещица «Eurology», а затем старый хит «Skating Away On The Thin Ice Of The New Day». Андерсон с присущей ему легкостью и виртуозностью исполнял мелодичные соло на флейте. И, может быть, его вокал был уже не так хорош, как в старые годы, но экспрессия и знаменитые «фишки» не исчезли: он выпевал мелодию голосом и одновременно играл ее на флейте, издавал немыслимые звуки через звукосниматель, стоял на одной ноге, шутил и заряжал всех своей энергией.Перед исполнением попурри из произведений Моцарта он начал фразу словами «Mozart was born…», и, поскольку в этом году по всему миру отмечают юбилей великого композитора, публика уже приготовилась услышать очередную лекцию на эту тему. Не тут-то было! «But now Mozart is dead!!!» - с шутливо-свирепым рыком закончил фразу Андерсон.

Критики не раз отмечали, что Андерсон наряду с Миком Джэггером (Mick Jagger), Дэвидом Боуи (David Bowie) и Элисом Купером (Alice Cooper) входит в анналы рок-музыки как один из лучших шоуменов конца 60-ых - начала 70-ых годов. В те времена он метался по сцене, тараща глаза, строя гримасы, подпрыгивая, пронзительно вопя и тряся своим живописным тряпьем, а то и вообще, заворачивался в шнур от микрофона и падал на пол. Несмотря на то, что сейчас он не ведет себя столь экспрессивно как в былые годы, концерты Jethro Tull от этого не проигрывают. Харизма, внутренняя энергетика и своеобразное чувство юмора этого музыканта по-прежнему превращают его в центр всего сценического действа Jethro Tull.

Кроме того, Ян Андерсон не относится к консерваторам, равно как и к категории ленивых музыкантов, задавших раз и навсегда стандарты в исполнении своих композиций, коих и придерживаются на протяжении всей музыкальной карьеры. Нет, Андерсон может пригласить замечательную скрипачку Микарелли и даже более того – он может позволить себе такой риск, как включить в концертную программу соло на скрипке. Ведь неизвестно, как слушатели-рокеры воспримут звучащее в полной тишине без всякого сопровождения скрипичное соло, причем Лючия исполнила не рок-вариации, а классику – Сибелиуса. Но музыканты все точно рассчитали – публика устроила Лючии овации. Экспрессивная манера игры, чувство стиля, утонченность и прекрасная техника этой скрипачки вряд ли оставят кого-то равнодушным, выражаясь языком одного из представителей московского музыкального андеграунда «милая барышня нехило зажгла!».

На концерте прозвучала и любимая многими «Mother Goose», на прошлогоднем выступлении группа исполняла ее в более «акустическом» варианте, с дудочками, но и в этот раз получилась интересная версия со скрипкой. Участники группы изрядно развеселили слушателей исполнением мелодии из «Крестного отца» Нино Рота в духе «gypsy waltz» (цыганский вальс). Кто-то из зрителей даже не удержался от того, чтобы не исполнить соответствующие музыке танцевальные па: некий юноша изображал что-то вроде балерины, вставшей на пуанты, вскидывал руки и был похож на умирающего лебедя.

Апофеозом стало исполнение кавера на композицию Led Zeppelin. Андерсон без всякого намека представил ее как песню одной группы из 70-ых. Скрипка медленно стала выводить затейливую восточную мелодию и… грянул «Kashmir»! Кто-то из зрителей повскакивал с мест, другие бегом понеслись ближе в сцене – было очевидно, что на сцене в этот момент творилось нечто грандиозное. Звукорежиссер на этой вещи ощутимо вывел звук на большую громкость, и «Кашмир» мощно прогремел во всем своем великолепии. В оригинале композиция представляла собой песню, а музыканты Jethro Tull превратили ее в инструментал, что слушалось очень непривычно, но здорово. В середине этого великолепного инструментала неожиданно прозвучала часть гитарного соло из «Whole Lotta Love», сыгранная на скрипке.

Затембыли исполнены «Aqualung», «My God», «Budapest», а на бис – один из самых известных хитов группы – «Locomotive Breath». Впечатление не смогло испортить даже то, что с балансом звука во время исполнения «Locomotive Breath» были некоторые проблемы (басов оказалось многовато). Публика была в полном восторге.

Сет - лист :

1. Living In The Past
2. Eurology
3. Skating Away On The Thin Ice Of The New Day

4. Life's A Long Song
5. Serenade To A Cuckoo
6. Сибелиус (соло Лючии)
7. Godfather theme
8. Cheap Day Return
9. Mother Goose
10. Moz Art (попурри из произведений Моцарта)
11. Thick As a Brick
12. Kashmir
13. Aqualung
14. My God
15. Budapest
16. Locomotive Breath

Наталья Филиппович