Шоу-бизнес

Юбилей Александра Пороховщикова: 70 на земле, 40 в кино


«Так сложилось, что когда я сыграл царского офицера в картине «Ищи ветра», то кроме отрицательных ролей я ничего не получал, – рассказывает Александр Пороховщиков. – Вереницей пошли белогвардейцы. Обидно было, что, скажем, играешь большую роль – и никакой отдачи. Тех, кто сыграл красных, награждали премиями, одаривали званиями. А мы – из другого стана – «отдыхали». Даже зритель…вот чем лучше ты сыграл отрицательную роль, тем хуже он к тебе относился. Я всегда старался показать через судьбы своих героев трагедию социальных потрясений в стране, единую любовь к своей Родине всех – и белых, и красных…».

Род Пороховщиковых, имеющий глубокий корни, оставил заметный след в российской истории. «Мой прадед был заметным человеком в государстве, заседал в Думе, – говорит Александр Пороховщиков. – Фабрикант, известный публицист, владелец ресторана «Славянский базар», крупный меценат, он жертвовал крупные суммы на строительство храма Христа Спасителя. Дед мой был изобретателем танка, разработчиком первых военных самолетов… Я нашел исторические документы XVI века, рассказывающие о столбовых дворянах Пороховщиковых. А сценарист Евгений Месяцев поделился со мной своей находкой: он натолкнулся на бумаги XIV века, где упоминался Пороховщиков – он был актером при дворе».

Более 10 лет актер восстанавливал особняк в Староконюшенном переулке, когда-то принадлежавший его предкам, чтобы создать в этом доме музей рода Пороховщиковых и сохранить фамильные ценности. «Когда мы взялись за реконструкцию, имели весьма отдаленное представление, в каком состоянии находится этот дом, – говорит актер. – Снаружи-то он выглядел достаточно пристойно. Когда же копнули изнутри, оказалось, что степень его износа просто катастрофическая… Потихонечку-потихонечку, и мы дожили до того дня, когда дом был восстановлен. Главной проблемой оказались экспонаты. Дед был репрессирован, и имущество уничтожено. Когда возникла идея музея, из разных стран мира, где живут многочисленные родственники, стали высылаться вещи… К сожалению, видите, какое горе случилось, обрушился соседний дом. И у нас трещины на стенах, теперь надо ремонтировать. Ничего, через год, я думаю, уже что-то сделаем».

С особой нежностью Александр Пороховщиков вспоминает свою маму, которой не стало несколько лет назад, и с любовью говорит о жене: «Когда мне говорят, что время лечит, все это постепенно уйдет – глупость! Мамы у всех умирают, но я не могу жить без нее. Мне скучно. Она все время рядом. Я с ней разговариваю, советуюсь. Естественно, не словами, а мыслями. Жизнь – она вечна, смерть – это люди придумали. Смерти нет как таковой. Это просто как оболочку сбросить... Я очень любил свою маму и подсознательно всю жизнь искал жену, в чем-то похожую на самого дорогого для меня человека. У меня жена Ирочка – копия моей мамы. Не внешне, а внутренне, духовно. Она раньше не любила, что я сравниваю ее с мамой, обижалась даже, а сейчас поняла: самое высокое, что может быть – мать».

Также к юбилею Александра Пороховщикова на телеканале "Культура" состоится показ художественного фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» (31 января, 20:20), где актер сыграл одну из лучших своих ролей – председателя губернского ЧК Николая Кунгурова. Это фильм о трудной работе чекистов 1920-х годов – времени романтики и приключений, когда новая жизнь рождалась в пламени. Отгремели залпы гражданской войны. России нужен хлеб, а купить его можно только за золото за рубежом. Пятеро друзей, бывших красноармейцев, а ныне – чекистов, готовят к отправке в Москву золото, необходимое для закупки продовольствия. На поезд, в котором тайно везут ценный груз, нападают бандиты. Подозрение в предательстве падает на одного из чекистов – Егора Шилова. Пропавшее золото ставит под угрозу и их дружбу…

«Я благодарен Никите Михалкову за то, что он мне доверил эту роль, – говорит Александр Пороховщиков. – Ведь мой герой – это не кондовый коммунист, а чекист. В фильме есть сцены, когда они очень сомневались в том, что делали. Те люди искренне верили в идею. Да, она не состоялась, но люди верили, ведь без веры жить невозможно. Поэтому, когда хают то время, я не всегда соглашаюсь. Да, в то время было много страшного, но было много интересного и хорошего».