Вы находитесь здесь:   /
rss Новости rss Статьи rss Все
Музыка

«Господу Богу посвящается»

Столь уникальное посвящение предпослано Симфонии №9 ре минор великого австрийского композитора Антона Брукнера (1824-1896). Она прозвучала в концерте Государственного академического симфонического оркестра России им. Е.Ф. Светланова, которым 10 октября коллектив открыл сезон 2008/2009 годов в Большом зале Московской консерватории. За пультом был художественный руководитель ГАСО и главный дирижер, народный артист России Марк Горенштейн.

В первом отделении прозвучал Концерт №27 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта (солист – народный артист СССР Николай Петров), исполнение которого было тепло принято слушателями переполненного Большого зала.

Однако, главным событием этого вечера стало исполнение симфонии А. Брукнера, чьи сочинения нечасто звучат в наших концертных залах. А 9-я симфония так и вообще крайне редко.

Последняя в творчестве Антона Брукнера, она стала и самым монументальным его произведением. Увы, 9 – роковое число для многих композиторов: девятая симфония стала последней и для Бетховена, и для Шуберта, и для Малера, и для Шнитке, и для Брукнера тоже.

Антон Брукнер родился 4 сентября 1824 года. Первые музыкальные навыки получил под руководством отца и органиста И. Б. Вайса в Хёршинге. В 1837 г. был принят хористом в католический монастырь Санкт-Флориан близ Линца, там же обучался игре на органе и скрипке. Большое влияние на формирование будущего музыканта оказало звучание органа монастырской церкви, одного из лучших в Австрии. Позже Брукнер стал органистом этого монастыря, а потом и соборным органистом всего Линца.

В 1864 г. закончено первое зрелое сочинение Брукнера — Месса ре-минор, в 1866 г. – 1-я симфония, исполненная в 1868 г. в Линце под управлением автора. С 1868 г. Брукнер живёт в Вене, преподает гармонию, контрапункт и орган в консерватории венского Общества друзей музыки. Вначале доцент Венского университета, а с 1878 г. – органист Придворной капеллы. В апреле 1869 года, по случаю открытия церкви Св. Эпвре в Нанси, состоялось выступление лучших органистов Европы. Успех Брукнера был ошеломляющим, и он получил приглашение выступить перед избранной публикой в Нотр-Дам де Пари. Через два года с триумфом прошли его выступления в Англии на открытии «Альберт-холла».

В Вене Брукнер столкнулся с трудностями восприятия его музыки публикой и музыкантами. Только после премьеры 7-й симфонии (1884, Лейпциг) к нему пришла широкая известность, и в последнее десятилетие жизни композитора его симфонии входят в репертуар крупнейших немецких дирижёров (Ганса Рихтера, Артура Никиша, Феликса Вайнгартнера и др.).

Антон Брукнер умер в Вене 11 октября 1896 года.

Основную часть его наследия составляет симфоническая и духовная музыка. Наряду с Брамсом и Малером Брукнер является одним из крупнейших австро-немецких симфонистов второй половины XIX века. Его высоко ценил Рихард Вагнер, который высказывался о Брукнере, как о «величайшем симфонисте после Бетховена». Перу композитора принадлежат 11 симфоний (из них – две без номеров, которые автор считал ученическими), духовная музыка: Реквием, Магнификат, три большие мессы, Te Deum, псалмы, мотеты и много органных сочинений.

9-я симфония особенно грандиозна. Как по своим размерам – она звучит более часа - так и по составу оркестра, уступая, быть может, только 8-й симфонии Густава Малера. В его составе весьма усилена медная группа, в которую включены четыре тубы (в обычном составе их две).

Венец творчества Брукнера - трогательное прощание с землей – симфония, впрочем, так и осталась неоконченной. Композитор писал ее более пяти лет, но сумел завершить лишь три части из намеченных четырех – последние годы жизни он тяжело болел. Делались попытки реконструировать финал произведения по черновикам, в то время как сам композитор предлагал исполнять в качестве финала «Te Deum».

В 9-й симфонии воплотились наиболее характерные для почерка Брукнера детали: суровая, громкая фанфарная медь и нежные, почти танцевальные фрагменты.

Исполнение симфонии под управлением Марка Горенштейна было, без преувеличения, блистательным. Оркестра звучал почти безупречно, насколько вообще может быть безупречным живое исполнение в зале. Горенштейн сумел объединить в одно целое монументальность первой части, тонкость Скерцо, мистическую созерцательность и медитативность адажио, экстатичность кульминаций. Сквозь плотную оркестровую ткань просвечивал григорианский хорал. Местами оркестр звучал как огромный орган, настолько характерным были его тембральные краски.

На вопрос - не было ли у Горенштейна искушения исполнить симфонию с реконструированным по черновикам финалу, дирижер ответил, что трехчастная симфония в том виде, в котором ее успел написать Брукнер, и не требует финала – она абсолютно самодостаточна уже в авторском варианте.

«Что касается исполнения после нее «Te Deum», то это конечно было бы очень заманчиво, – заметил Горенштейн, – но для этого у нас нет соответствующего размера и, к сожалению, нужной квалификации большого хора. Для того же, чтобы добиться нужного звучания от сборного хора, нужно слишком большое количество репетиций, невозможное в условиях напряженного графика гастролей отдельных коллективов».

К радости меломанов и коллекционеров грамзаписей, концерт был записан. Уже вскоре запись 9-й симфонии Брукнера в исполнении ГАСО под управлением Марка Горенштейна выйдет на CD.

Владимир Ойвин.

urushev_p

5709
Фотогалерея
Видео
ИА №ФС77−55373 от 17 сентября 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: ООО «ПРАВДА.Ру»
Система Orphus
Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
©2006-2017 Все права защищены
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей за 24 часа Rambler's Top100