Психология

Секрет успеха - сотрудничество?

Что важнее — личный успех или успех вашей команды? Психологи из Университета Гронингена подметили, что в процессе принятия решений люди, как правило, придерживаются одной из двух распространенных стратегий: первые ориентируются на интересы и точку зрения большинства, а вторые — на свое единоличное мнение. Какая же из них наиболее эффективна?

Альтруисты зарабатывают больше

Ученые привлекли к исследованию 200 добровольцев. Все они были разделены на группы. Членам каждой группы предстояло принять определенное решение, напрямую влиявшее на уровень их дохода. Можно было выбрать две стратегии. Первую из них эксперты назвали "эгоистической": она была направлена на возрастание собственных доходов участника команды. Вторая же в итоге должна была увеличить доходы всех участников.

В ходе обсуждения испытуемые получали возможность собрать информацию о товарищах по команде, о том, какие стратегии они выбирают, а также о том, какая из стратегий способна принести больше финансовых средств. Эти сведения они впоследствии могли использовать непосредственно в процессе принятия решений.

В результате одни добровольцы стремились любой ценой добиться личного успеха, не заботясь об интересах соратников по команде. Другие же заботились в первую очередь об интересах всей команды и даже готовы были чем-то поступиться, если этого требовала концепция большинства. Когда подвели итоги, оказалось, что последним удалось заработать куда больше денег благодаря сотрудничеству.

Стратегия эгоизма ошибочна

Ученые считают, что "стратегии эгоизма" работают лишь в краткосрочной перспективе. Они позволяют поначалу собрать больше ресурсов, но в долгосрочной перспективе человеку бывают необходимы новые ресурсы, которые он может получить, лишь предварительно делясь ресурсами с другими. Такую ситуацию необходимо заранее предвидеть.

Предположим, пока человек молод и здоров, ему удается накопить необходимые ресурсы. Но с возрастом и потерей здоровья они иссякают. И если в течение жизни он занимался лишь накоплением, ни с кем не делясь, то вряд ли он может рассчитывать на чью-то помощь… Поэтому сотрудничество однозначно является более выгодной стратегией.

Результат или процесс?

Ошибочной может оказаться и обязательная ориентация на результат. Так, одни люди делают что-то ради достижения определенных результатов, а другие — исключительно ради процесса.

Предположим, существует некий бизнес-проект. Его руководитель и задействованные в нем партнеры или сотрудники знают, что в случае успеха проекта все они заработают много денег или их повысят по службе. Поэтому часть участников проекта занимается им ради именно этих целей, а не потому что само дело для них интересно.

А другая часть — просто потому, что им нравится сама работа над проектом… Как вы думаете, кто добьется больших результатов? Скорее всего, те, кто действительно любит свою работу и выполняет ее не только ради денег или карьеры!

Разумеется, есть люди, которые способны качественно выполнить любое задание, за которое берутся, независимо от того, по душе им это занятие или нет, и есть люди, которые никогда не доводят дело до конца. И нельзя сбрасывать со счетов уровень профессионализма. Однако все исключения только подтверждают правило…

Формула успеха

В связи с этим можно выделить общие принципы "генерации" успеха практически в любом деле:

1. Собирайте информацию о потенциальных ресурсах и партнерах и обдумывайте, как ее можно использовать.

2. Выбирайте партнеров, сотрудничество с которыми станет для вас оптимальным вариантом.

3. Определитесь, какие ресурсы вам нужны и какими собственными ресурсами вы сможете поделиться.

4. Учитывайте мнения и интересы ваших партнеров, только тогда вы можете рассчитывать на то, что они вас поддержат.

5. Решите, что для вас важнее — результат или процесс.

6. Беритесь только за дела, которые вам по силам.

7. По возможности не беритесь за дела, которые не вызывают у вас интереса и воодушевления.

8. Не беритесь за какое-либо дело, если не уверены в его положительном исходе хотя бы на 60 процентов.

9. Старайтесь доводить дело до конца, если уж взялись за него. Лучше плохой результат, чем отсутствие результатов вообще.