Психология

Как заставить собеседника вас услышать

Нередко мы переживаем из-за того, что партнер по общению не хочет нас слушать или понимает наши слова неправильно. Чтобы этого не случалось, следует овладеть секретами успешного общения, например, научиться строить фразы в разговоре несколько по-другому, чем вы обычно привыкли, и забыть о некоторых "вредных" словах и конструкциях.

Избегайте говорить "нет" или "не", если хотите донести до человека какую-то информацию

Дело в том, что подсознание не воспринимает отрицательных частиц. Допустим, вы говорите: "Это не испортит проект". Собеседник на подсознательном уровне воспринимает это так, словно то, что вы предлагаете, может испортить проект. Хотя вы имели в виду совсем другое. Поэтому лучше скажите: "Это безопасно для проекта" или: "Это вполне годится для проекта".

Если ответить "да" невозможно, лучше не отвечать прямым "нет"

Скажите: "В таком виде меня это не устраивает". Или: "Сейчас у меня нет на это времени".

Говорите "и" вместо "но"

К примеру: "Да, это прекрасно, и вы должны…" Если вы скажете: "Но вы должны", это перечеркнет смысл первой половины фразы. Получится, что вы отрицаете то, что человек сказал или сделал. Союз "и" стимулирует на дополнительные мысли или действия, но не отрицает предыдущих.

Заменяйте также на "и" сочетания "и все же" или "но все же". Предположим: "Я понимаю, что вы не можете дать ответ прямо сейчас, и все же…" Получается, что для вас важны лишь собственные интересы, а на интересы, пожелания и возможности собеседника вам глубоко наплевать.

Используйте "когда" вместо "если"

Произнося "если", вы изначально допускаете, что что-то может и не получиться. Вдумайтесь в значение словосочетаний "если вам понравится" или "если мы с вами договоримся". Выходит, вы заранее допускаете, что ваше предложение может не понравиться собеседнику или вы с ним можете так и не договориться.

Заменяя "если" на "когда", вы становитесь более убедительны. Если по смыслу такая замена невозможна, заменяйте полностью фразы. Скажем: "Когда вы убедитесь, что…" или: "Когда мы с вами обговорим все в деталях".

Используйте вместо "еще" слово "уже"

Например, вместо: "Вы сделали еще только половину работы?" — "Вы уже сделали половину работы?"

Но, конечно, эта уловка уместна лишь в определенном контексте. Если вы недовольны темпами действия и важно, чтобы все было сделано в срок, то вам лучше прямо сказать об этом исполнителю.

Не употребляйте сослагательных наклонений

Многие любят употреблять в разговоре фразы типа "надо бы сделать то-то и то-то", "надо бы подумать о том-то и том-то". Если вы таким образом пытаетесь побудить к чему-то вашего собеседника, не факт, что вам это удастся.

Человек может просто пропустить это мимо ушей или сделать вид, что к нему это не относится. Лучше конкретизировать: "Вам следует это сделать", "Важно в первую очередь сделать эту работу".

Не употребляйте в разговоре фразу "Честно говоря"

Получается, что ранее вы были не честны с собеседником. Употребление этой фразы автоматически снижает доверие ко всему, вами сказанному.

Избегайте оценок "плохо" или "неправильно"

Давать оценки допустимо, если вы преподаватель и имеете дело со школьниками. Но в данном случае речь идет об общении между взрослыми людьми. На вас могут обидеться и просто перестать иметь с вами дело. Лучше сказать: "Это получилось не так, как нужно. Давайте вместе подумаем, как исправить ошибку".

Не используйте категорических выражений

Если вы произносите "Я считаю" или "Вы должны", то вы навязываете собеседнику свое мнение, давите на него. Бесспорно, в ситуации "начальник — подчиненный" такой формат общения нормален. Но если вы, предположим, партнеры по бизнесу или вместе работаете над каким-то проектом, он совершенно неуместен.

Чтобы донести до человека свое мнение, достаточно всего лишь заменить "Я считаю" на "Я думаю", а "Вы должны" на "Вы можете". Это будет звучать более корректно, хотя не поменяет сути.

Старайтесь не задавать вопросов с отрицанием

Например, "Что вас не устраивает?" или "Что вам не нравится?" Люди часто плохо воспринимают отрицания. Лучше заменить такие выражения на "Что, по-вашему, тут следует исправить?" или: "Как вы это себе представляете?"

Задавайте вопросы, требующие развернутых ответов

Формулируйте вопросы таким образом, чтобы собеседник не мог ответить односложно "да" или "нет". Не "Вам это понравилось?", а "Как вам это понравилось?", "Когда лучше вам перезвонить?" вместо "Можно я вам перезвоню?" Это поможет вам получить ценную дополнительную информацию о человеке, которую вы можете применить себе на пользу.

Также по теме:

"Статусные" знакомства не так полезны, как кажется

Хорошие отношения с начальством гарантированы. Рекомендации

Какой возраст самый счастливый? Отвечают психологи