Психология

Незнакомцы пугают, поэтому их не жалко

Нейрофизиолог Джеффри Могил из университета Макгилла в Монреале (Канада) и его коллеги исследовали причину того, что люди склонны сопереживать своим знакомым, но остаются равнодушными к страданиям незнакомцев. Выяснилось, что рядом с последними мы испытываем самый настоящий стресс и дискомфорт, что мешает нам относиться к ним с сочувствием.

До страданий чужаков нам нередко просто нет дела

Казалось бы, то, что мы больше сочувствуем тем, кого знаем, само собой разумеется: ведь до страданий чужаков нам нередко просто нет дела…

Впрочем, группа Джеффри Могила пришла к несколько неожиданным выводам. Сначала она изучала феномен исключительно на грызунах. Часть опытов проводилась на мышах, которые длительное время жили в одной клетке друг с другом, а часть — на животных, которые были до этого "незнакомы" друг с другом.

Исследователи причиняли одному из животных боль и наблюдали за реакцией его сородичей. Оказалось, что если мыши до этого были знакомы между собой, они чаще проявляли признаки беспокойства и даже как бы "проецировали" болевые ощущения на себя. Это натолкнуло физиологов на мысль, что эмпатия как-то связана с социальной стороной жизни. Когда тем же мышам давали препараты, подавляющие эмоции, они начинали сопереживать "незнакомцам" так же, как и "своим".

На следующем этапе ученые уже задействовали добровольцев из числа людей. Они набрали группу аспирантов, но не открыли им истинной цели эксперимента, объявив, что будут проводить испытания на чувствительность к боли или же испытывать на них новое обезболивающее. При этом часть испытуемых попросили взять с собой друга или подругу.

Таким образом, в ходе эксперимента рядом с каждым участником находился либо хорошо знакомый ему человек, либо другой участник, который до этого не был ему знаком и играл роль "ассистента". Экспериментаторы предлагали добровольцам на глазах у "ассистента" на полминуты погрузить руку в ведро с ледяной водой, что вызывало сильные болевые ощущения.

После каждого такого "сеанса" и "жертв", и "наблюдателей" просили заполнить анкеты, в которых они описывали свои ощущения. При этом "наблюдателей" просили описать то, что, по их мнению, испытывал их партнер.

Выяснилось, что "наблюдатели" больше сопереживали "жертвам" в тех случаях, когда были знакомы с ними до начала эксперимента. Однако если эксперимент специально задерживали на четверть часа и участникам, ранее незнакомым между собой, предлагали поиграть в "Rock Band" на игровой приставке (якобы чтобы скоротать время), уровень сочувствия оказывался выше.

В присутствии незнакомых людей мы испытываем стресс и дискомфорт

Специалисты считают, что в присутствии незнакомых людей мы испытываем стресс и дискомфорт, так как в нас эволюционно запрограммировано настороженное отношение к чужим особям. Это мешает проявлениям эмпатии. Если же мы знакомимся с "чужаком" и выясняем, что он не представляет для нас никакой опасности, то мы не только сочувствуем ему в ситуации боли, но и нам может казаться, что мы тоже ощущаем эту боль…

"Мы раскрыли то, что в некотором смысле можно называть главным секретом эмпатии, — говорит Могил. — Если говорить иными словами, мы нашли то, что часто мешает сопереживанию и сочувствию возникать при контактах между двумя незнакомцами. Эта тайна очень проста: эмпатии мешает стресс, и в особенности — социальный дискомфорт от того, что в их непосредственной близости находятся незнакомые им люди".

В то же время, негативные эмоции, которые мы испытываем к находящимся рядом людям, даже если мы пытаемся их скрывать, влияют на результативность общения. Это выяснили недавно сотрудники Университета Нового Южного Уэльса.

В исследовании приняли участие 204 добровольца из числа студентов. Им предложили в течение 20 минут вести онлайн-переговоры. Затем они должны были заполнить опросники, касающиеся их эмоционального самочувствия во время общения. При этом половине группы перед переговорами показали видеозаписи, сюжетом которых было хулиганство.

В случае же со второй половиной ассистентов, с которыми студенты вели переговоры, попросили вести себя провокационно. В частности, ассистент спорил с испытуемым, высказывал негативное мнение о его поведении, обвинял в различных вещах…

Оказалось, что просмотр сюжетов, не имевших отношения к переговорам, никак не повлиял на их продуктивность. Но если добровольцы испытывали отрицательные эмоции по отношению к человеку, с которым общались, им было сложно сосредоточиться на обсуждаемом вопросе, даже если внешне они не демонстрировали гнева или неудовольствия. Это еще раз доказывает, что наши чувства зависят от личности того, с кем мы общаемся, а не только от самой ситуации.

Читайте также:

Социальные сети: диагноз по "лайкам"

Самые жестокие психические эксперименты

Середнячки рулят, но это неправильно

Стресс на работе: За что мы готовы убить своих коллег