Психология

Свобода воли оказалась мифом

Мы сильно заблуждаемся, полагая, что можем делать выбор и принимать решения самостоятельно. На самом деле все предопределено заранее… Научные эксперименты показали, что наши действия можно предсказывать еще до того, как мы их совершим. К такому выводу, в частности, недавно пришли специалисты из Калифорнийского университета в Дэвисе (США).

Принцип свободы воли исследовали многие классические философы. Так, Бенедикт Спиноза в своем трактате "Этика, доказанная в геометрическом порядке" писал, что людям только кажется, что их действия произвольны, на самом деле "свои действия они осознают, причин же, которыми они определяются, не знают".

Нейрофизиологом Бенджамином Либетом был проведен эксперимент, в ходе которого испытуемым предлагали произвольным образом реагировать на те или иные сигналы. При этом датчики фиксировали мозговую активность в процессе принятия решений.

Ученые из Калифорнийского университета решили расширить это исследование. Они попросили добровольцев смотреть на пустой экран и, когда в центре его появится изображение, перевести взгляд вправо или влево.

Выяснилось, что по состоянию мозга можно было еще до появления изображения определить, куда именно посмотрит человек… Исследователи пришли к заключению, что за так называемые случайные или произвольные решения ответственны происходящие в мозгу физиологические процессы. Эксперты назвали их "фоновым шумом". По его характеристикам они с легкостью прогнозировали, какой выбор сделает тот или иной доброволец…

Читайте также: Экстравертов не возьмут в астронавты

Правда, лучше всего это срабатывало, когда испытуемым не давали времени на раздумья. Если человек имел возможность сначала подумать, то прогноз уже не был таким однозначным.

Как показали другие психологические исследования, решение, принятое после размышлений, может существенно отличаться от того, которое человек принимает спонтанно, под влиянием импульса. Так, если у нас просят денег или предлагают сделать финансовое вложение с какой-то целью, то мы с меньшей вероятностью согласимся на это, если у нас будет возможность поразмыслить над ситуацией.

Не так давно группа американских психологов смогла подтвердить это экспериментально. На первом этапе эксперимента участников разделили на две команды по четыре человека. Каждому из них выдавали по 40 центов, а затем предлагали по желанию внести произвольную сумму в общий фонд. При этом организаторы обещали в будущем увеличить фонд вдвое и разделить эту сумму поровну на всех. Таким образом, если бы все четверо пожертвовали по 40 центов, они в итоге получили бы по 80 центов. Если же кто-то один сэкономил бы 40 центов, он все равно получил бы "прибыль" в 60 центов.

Тем не менее, не все торопились расставаться с деньгами. И те, кто дольше размышлял перед тем, как отдать деньги в фонд, вкладывали туда в среднем меньше, чем те, кто раздумывал недолго: 21 цент против 27.

Читайте также: Витать в облаках полезно... и уму, и сердцу

На следующем этапе задание усложнилось. Всех испытуемых поделили на две группы и потребовали, чтобы первая группа приняла решение о сумме взноса в течение 10 секунд, а вторая, напротив, подождала 10 секунд. И снова оказалось, что те, кто промедлил с решением, вносили меньшую сумму.

По мнению ученых, это свидетельствует о том, что наша склонность к сотрудничеству имеет интуитивную природу. Так, если мы сразу не вложили деньги в какой-нибудь финансовый проект, то вероятность, что мы вложим их позднее, снижается. С этим связан и эффект "лохотрона": люди, которые добровольно отдают свои деньги мошенникам на улице, затеявшим какую-нибудь сомнительную "лотерею", впоследствии, обдумывая свой поступок, сами недоумевают, как могли так поступить… Также, если мы сразу не купили какую-то вещь в магазине под предлогом того, что нам надо обдумать ее покупку, то маловероятно, что мы купим ее позднее… Прекрасно зная об этом эффекте, "лохотронщики" и продавцы стараются не отпускать потенциального клиента, пока тот не выложит денежки…

В общем, свобода воли вовсе не такая очевидная вещь, как кажется. На принятие нами решения может повлиять множество факторов: реклама, информация из СМИ и интернета, мнения родных и знакомых, преследование каких-то побочных целей… В результате далеко не всегда мы подходим к проблеме объективно и выбираем оптимальный и наиболее разумный вариант…