Психология

Радикальные идеи: мы рады обманываться

Мы можем винить нашу ненасытную любовь к новинкам в стремительном распространении опасных фейковых новостей.

Марк Твен сказал, что ложь путешествует по всему миру, в то время как правда все еще обувается. На самом деле, это утверждение является само по себе ложью — Твен, вероятно, не сказал ничего подобного, и истинное происхождение цитаты остается неизвестным. Тем не менее, благодаря недавнему исследованию распространения (неправильной) информации в Twitter, стало известно, что ложь распространяется быстрее, чем факты — и это, кажется, в основном связано с нашим аппетитом к новизне.

В исследовании, опубликованном в начале 2018 года в журнале "Science", три ученых из Массачусетского технологического института проанализировали около 126 000 историй, написанных примерно тремя миллионами человек в период с 2006 по 2017 года. Важно отметить, что все эти истории были подтверждены как истинные или ложные на шести веб-сайтах, проверяющих факты, в том числе "snopes.com" и "factcheck.org".

Сравнивая твиты, исследователи обнаружили, что ложь распространялась быстрее и на большие расстояния, чем правда. Например, правдивые твиты редко достигали более 1000 человек, в то время как неправдивые твиты достигали до 100 000 человек. Фальшивыми историями больше хотели поделиться на 70%, и потребовалось примерно в шесть раз больше правдивых твитов, чтобы достичь 1500 человек.

Возможным объяснением такого распространения дезинформации было то, что ложь распространялась более популярными или активными пользователями Twitter. Но исследователи обнаружили обратное: типичный пользователь соцсети, участвующий в распространении лжи, имел сравнительно мало последователей и проявлял относительно небольшую активность на сайте. Мы также не можем винить ботов (автоматические аккаунты) — результаты были верны даже после того, как исследователи повторно проанализировали свои результаты с помощью твитов с удалением ботов.

Так что же способствовало большему распространению именно ложных постов? Анализируя содержание самих твитов, команда Массачусетского технологического института обнаружила, что ложь, как правило, более необычная и захватывающая, чем правда. Ложь также лучше вызывала эмоциональный отклик — твиты, которые пользователи отправляли в ответ на ложь, часто содержали слова, выражающие их удивление или отвращение.

"Известно, что чувство новизны привлекает внимание человека … новинка поощряет обмен информацией не только потому, что она более удивительна и ценна — мы думаем, что наши сверстники оценят информацию, которую они получили — но и потому, что она передает социальный статус участника, который обладает этой информацией или имеет доступ к уникальной "внутренней информации", — говорит профессор Синан Арал, который руководил исследованием. Так что не только ложь "нажимает" на наши эмоциональные кнопки, но и делясь фальшивыми новостями, мы тоже чувствуем себя хорошо.

В этом исследовании не рассматривался вопрос о том, почему многие из нас обманываются в первую очередь. Вероятно, мы бы не делились фейковой информацией так часто, если бы знали, что это неправда. Увы, десятилетия исследований в психологии показали, что мы просто не так хорошо оцениваем информацию, с которой сталкиваемся. Нам не нравится слишком много думать, поэтому мы поспешим к выводам (мы "когнитивные скупцы"), и нас потрясают и шокируют поверхностные факторы, такие как-то, насколько легко понять утверждение, насколько оно популярно, и поддерживает ли оно наши ранее существовавшие предрассудки.

Итак, кто бы это ни был, кто сказал, что ложь путешествует быстро, он был прав… теперь нам просто нужно найти способ остановить ее.

Фото: direct-press.ru