Путешествия

Неизвестная Финляндия, открыта для россиян (часть 3)

Хельсинки.

Сегодня мы дали машине отдохнуть. Паром в Суоменлинну весной отправляется с торговой площади каждые 15 минут. Сама крепость, конечно производит самое серьезное впечатление. Старинные каменные постройки, валы, пушки с клеймом Пермского сталепушечного завода, да и общая панорама бескрайнего моря. Сама прогулка по крепости очень приятна, особенно, когда погода этому благоприятствует. Хоть и светило яркое весеннее солнышко, всё же дул холодный морской ветер.

Вернувшись в Хельсинки, мы наконец то ощутили, что финская весна действительно наступила. Как оказалось, наш советский Первомай финны реорганизовали в праздник прихода весны, и начинают его отмечать уже 30 апреля (финнам дня мало). Вся торговая площадь, парк Эспланада и прилегающие к ним улицы были полны студентами, характерной чертой которых были белые фуражки с черными околышами и козырьками. Немало также было и обычных зевак. Эта "команда поддержки" шла навстречу с вокзала с всё прибывающих электричек. Гуляют на этом празднике финны до самого утра, с отменой «сухого закона» (сняли налог на алкоголь составлявший 40% цены) распитие «Коскенкорва»(марка водки) в эту ночь процветает. У нас же сил на весь праздник не хватило. Об одном лишь жалею: не удалось мне сфотографировать знаменитую Русалочку в студенческой фуражке. Издали ее еще можно было разглядеть, а вот подойти поближе – нереально.

5 день. Хельсинки - Парайнен.

Мои попутчики, вопреки сложившемуся изначально плану, решили составить мне компанию еще на один день, и посетить со мной замок Раасепори и город Таммисаари (он же Экенес). Выехали надо сказать не очень рано. Благо, наш отель находился на проспекте Маннергейма (центральный проспект города), поэтому было удобно не блуждая по городу, выехать сразу на трассу 51, ведущую в Ханко. Подруга Аня никак не могла поверить, что Финляндия – страна диких зверей. Но в этот раз не поверить было уже нельзя: вдоль дороги нам встретились пара косуль, мирно жующих траву и лиса в поле, с любопытством наблюдающая проезжающие мимо машины.

После поворота на Карис мы свернули на дорогу №1102, ведущую в деревню Снаппертуна. Далее по указателям нашли и сам замок. Билеты стоят недорого всего 1 евро, и продают их в близлежащем кафе, надо сказать, что на входе нас никто так и не проверил.

В крепости мы оказались совсем одни. Только перед самым нашим уходом появились еще пара случайных посетителей. Наверно поэтому, крепость и показалась нам еще внушительней и романтичней.

С погодой нам опять несказанно повезло. При таком замечательном солнышке сосновый бор, окружающий Раасепори, кажется особенно светлым, и сказочно красивым.

Едем дальше. Пункт нашего очередного назначения - город Таммисаари. Правда, мы забыли, что сегодня великий финский праздник вышеупомянутое 1-ое мая. Информационный пункт в здании ратуши оказался закрыт. Однако, руководствуясь описаниями из путеводителя и картой города на стенде, нам удалось получить впечатления об этом замечательном городе.

И вправду, идиллический сказочный портовый городок с садами и парками. Небольшие деревянные домики, внушительная по своим размерам церковь серого гранита и многое другое. А потом мы заметили какое-то загадочное перемещение местных жителей, спешащих исключительно в одном направлении. Выйдя на побережье, обнаружили, что в гавани построена большая сцена, а вокруг нее собралось, пожалуй, почти все население городка. Прекрасный мужской хор, состоящий из местных жителей, пел песни на родном финском языке.

К сожалению, не имея подробной карты, мы не смогли попасть на вожделенную улицу Ткачей из льна. Вкусив отличного местного мороженого, пройдя по местной пешеходной улице, (самой первой в Финляндии), ребята отправились на железнодорожный вокзал, а я в одиночку побрела обратно к машине. Однако не утерпела, и подойдя к карте, все же нашла ту самую улицу Ткачей из льна.

Сев в машину я вновь отправилась дальше.

Заехав в Тенхолу, чтобы посмотреть самую старую колокольню Финляндии. Церковь стоит у самой дороги, постройка очень красивая и ухоженная, хоть и не очень большая. Вокруг находится старинное шведское кладбище. Идилия тишины и покоя. Церковь, естественно, закрыта и охраняется государством.

Город Сало удивил меня отсутствием указателей с надписью «keskusta», т.е. центр. Методом научного тыка я определила себе место для парковки. Оказалось, что нахожусь в 100 метрах от центральной площади. Все указатели по поводу достопримечательностей в этом городе предназначены только для пеших туристов. Старинные дома перемежаются с абсолютно новыми постройками, в городе находится и чрезвычайно красивое старое здание вокзала. Вдалеке виднелась красивая церковь, но подъезжать к ней я уже не стала. Вот, пожалуй, и все впечатления от Сало.

Следуя в направлении крупного Турку по трассе №110. Чуть не доезжая до него, поворачиваю на трассу №180 в сторону Корпо. До пункта моего назначения - Парайнен (он же Паргас). Не доезжая до самого города, я попыталась остановиться в кемпинге Соллиден, да не тут-то было, работает он только в летний период. «Кости бросила» в городе, прямо на центральном причале номер в отеле около 70 евро. Время было почти детское, всего 8 часов вечера. Решила прогуляться по центру города. У местной церкви обнаружила внушительную табличку с подробной историей Паргаса.

Похоже, завтра проведу в этом городе много времени: есть, на что посмотреть. За день проехала ещё 220 км.

День шестой.

Парайнен – Пори.

День был очень насыщенным и интересным. В Паргасе в информационном пункте со мной пообщались, не дожидаясь открытия (8.45). Дали мне бесплатную карту (менее подробную можно получить в любом отеле страны), объяснили, что и где смотреть. Оказывается, средневековый город Мальми (не путать с шведским Мальмо) я вчера обошла весь. Сделала еще одну попытку зайти в старинную церковь, и вновь у меня не получилось. Тогда, следуя рекомендациям я пошла посмотреть известковый карьер. Оказывается, это самый старый известняк в Европе, а разрабатывать его начали в 1700-х годах. Если честно, не ожидала, что он такой большой. Очень красиво.

Финны, все-таки молодцы: весь карьер по периметру обнесен панцирной сеткой, устроена смотровая площадка, а карьер в это время работает. Подошла к музею, который оказался, закрыт ввиду «финской зимы» в начале мая.

Еду дальше. Хотела заехать в усадьбу Куусисто, но пропустила очередной поворот. Возвращаться я не стала. Следующий пункт – Турку. Была идея не заезжать, но трасса проходит через этот огромный город, поэтому, завидев главный собор Финляндии, удержаться я не смогла. Поностальгировала, пройдя по самым интересным местам города. В средневековый замок заезжать не стала. Погода, пасмурная и разошлась она лишь в Парайнене.

Еду в Наантали. Чувствуется, что опять въезжаем на архипелаг: бухточки и острова, чудесные мостики.

Милый, очаровательный приморский городок Наантали. Внушительная церковь монастыря святой Бригиты из серого гранита, узкие улочки с деревянными домами, на склоне освещаемом лучами заката. Очень и очень красиво.

Еду дальше. Выбрала дорогу по архипелагу, вместо того, чтобы возвращаться на материк. Изумительные пейзажи Финляндии, извилистый серпантин дороги, близость моря, постоянно открывающиеся заливы и пляжи.

Останавливаюсь в Аскайнен. Подхожу к старой церкви где со мной вежливо здоровается церковный сторож. Но сам храм закрыт, жаль. На территории находится старинный погост и семейная усыпальница Маннергеймов 17-го века. Поддавшись советам друзей, решила проехать через город Тайвассало, чего раньше не предполагала. Оказалось, там тоже есть средневековая церковь из серого гранита и кладбище с финскими и шведскими фамилиями.

На островах удивляют размеры населенных пунктов. В центре города домов совсем мало - 3-5 от силы. Остальные постройки рассредоточены вдоль побережья.

Еду в Уусикапункки (он же Ништадт), где Петр Великий заключил мир со шведами после Северной войны. Похоже, старый собор города помнит события тех знаменательных дней.

Информационный пункт был уже закрыт, но рядом в ящичке, заботливо укрытом от дождя, находятся карты города, которые предлагается взять всем желающим. Городок славный, но не более того: широкие прямолинейные улицы, застроеные старыми деревянными домами. Следующий пункт назначения – Раума.

По дороге случайно заезжаю в Пюхяранту. С дороги была видна не похожая ни на что колокольня. Оказалось, что это храм из серого же гранита (построен в 1909 году). Поэтому колокольня исполнена в стиле югенд.

У Раумы ко мне, похоже, особое отношение. Сначала я хотела остановиться в кемпинге, но он оказался еще закрыт. Зима. По этой причине, раз уж я здесь, то решила хотя бы погулять по старому городу. Думала, так, чуть-чуть поностальгирую и все. Куда там. Прошла весь пешеходный маршрут, брошюру про который предусмотрительно оставила с прошлого года. Как и год назад, туристов кроме меня не было, здесь начинается настоящая Финляндия. Изредка попадались местные жители, спешащие по своим делам, а я вновь наслаждалась этим городом одиночества. Его невозможно описать словами, как и мои эмоции невозможно изложить на листе бумаги.

Выйдя из старой части, проверила, на месте ли прошлогодние девушки, дразнившие водяного. На месте, дразнят так же точно. Значит, все в порядке, можно ехать дальше. Время уже было позднее, решила ехать дальше по маршруту в Лаппи, вдруг по дороге что-нибудь попадется. Нет там ничего. Следующий по трассе городок Эура тоже обманул мои ожидания. В общем, блуждала я до темноты. В результате оказалась в Пори в отеле Кумулус в половину первого ночи с приличной прорехой в бюджете.

Проехала за день почти 350 км.