Поп-арт

Масленичные традиции: от человеческих жертвоприношений к поеданию блинов!

Жертва Яриле

Принято считать, что первоначально празднование Масленицы на Руси было связано с прославлением бога Солнца Ярилы. Праздник, приходившийся обычно на начало марта, знаменовал проводы зимы и начало весны: солнышко начинало припекать, наступало тепло, и Ярила сходил на землю...

Праславяне верили: для того, чтобы заслужить благосклонность богов, необходимо приносить им жертвы. Причем в жертву приносили не животных, а людей! В это сложно поверить, но в некоторых областях такая традиция существовала вплоть до XVII в.! Несчастных заживо разрывали на куски и разбрасывали их мясо по полям - считалось, что тогда хлеб уродится, а ведь от этого зависело всеобщее благосостояние. Отсюда и термин, дошедший до наших дней - «Кровавая Масленица». Пролитая кровь гарантировала защиту от невзгод - например, засух и наводнений.

Культ смерти и возрождения

А причем тут костер и чучело? Традиционно считается, что чучело Масленицы символизирует собой Зиму, вернее - божество Зимы, которая должна уступить место Весне. Но иные исследователи видят в этом действе отголоски древнего поминального ритуала.

Культ огня - один из самых древних на земле и существует практически у всех народов. Огонь - одна из основных природных стихий, он и согревает, и очищает, и уничтожает... Тело покойника сжигается в пламени, чтобы затем возродиться к новой жизни.

Прямых доказательств того, что людей в ходе масленичных церемоний сжигали заживо, нет. Во времена поклонения Яриле были распространены уже символические «жертвоприношения», когда участники празднества разыгрывали «убийство» ряженых девушек и парней.

Позднее в ритуалах стали использовать чучела, слепленные из снега, свитые из соломы или связанные из веток. Чучелу подрисовывали углем глаза, приделывали нос-морковку, чтобы оно больше походило на человека. В конце праздничного обряда его торжественно сжигали на разведенном костре. В северных областях России сожжение иногда заменяли растерзанием, утоплением или сбрасыванием с горы.

Жестокие забавы

На Масленицу нередко устраивались и рискованные забавы, когда смельчаки вступали в противоборство с медведями. Порой неугодных или преступников бросали в клетку или яму к медведям - любовью к таким развлечениям, как общеизвестно, славился Иван Грозный. Так или иначе, священное животное получало свою добычу...

Вплоть до революции в число традиционных масленичных забав входили кулачные бои. Иногда дрались один на один, иногда - стенка на стенку. В средневековой Руси это часто заканчивалось массовыми побоищами и убийствами. Историки видят в этом отголосок древних ритуальных сражений у погребальных костров, которые кипели на тризнах по знати. Обычно участниками их становились либо воины, либо военнопленные, которым в обмен на победу обещали свободу.

Сырная седмица

Со временем изначальный смысл Масленицы практически забылся. В эти дни люди просто встречали весну, предаваясь всяческим развлечениям - катались на санках, прыгали через огонь, пекли блины, навещали родственников...

Каждый день масленичного гулянья, длившегося неделю, имел в народе свое название, в соответствии с которым стоило этот день проводить: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомства, четверг - широкий четверг, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - проводы Масленицы и прощеное воскресенье.

Масленичную неделю еще называют Сырной, или Мясопустной седмицей, когда уже запрещается употреблять в пищу мясо, но можно есть сыр, масло, яйца, молоко, сметану и, конечно, блины.
Блины на Масленицу являются главным блюдом. Почему? Прежде всего, в язычестве круглый румяный блин являлся символом «красна солнышка», а заодно и божества Ярилы.

Пекли блины из пшеничной и гречневой муки, подавали их к столу с маслом (отсюда и «Масленица»!), со сметаной, шкварками, салом, маком, медом, вареньем, брусникой, семгой, икрой. Ходили по домам, угощали соседей...

«Блинная» традиция дожила и до наших дней, вместе с символическим обрядом сжигания на костре чучела и проводов зимы.