Социум

После Ирака Америка взялась за Арктику

В США вопросы экономической и военно-политической деятельности в Арктике не входит в число тем, которые выносятся американским руководством для широкого обсуждения.

Однако в последнее время отмечается тенденция существенного усиления активности в обсуждении данных вопросов как на уровне политической элиты, так и в научных кругах. При этом можно говорить о том, что в теме освоения арктических территорий реализуются стратегические установки военно-политического руководства США в рамках стратегии глобального лидерства.

Формально, "арктическая тема" не находится в числе приоритетов национальной безопасности США. Тем не менее, проведенный анализ свидетельствует о наличии в политических и экспертных кругах США серьезной дискуссии о дальнейших приоритетах политики США в отношении Арктики. Очевидно, что данная проблема относится к скрытым приоритетам политики в области национальной безопасности США, публичное обсуждение которых признано нецелесообразным.

Очевидно, что выработка нового курса США в отношении Арктического региона будет осуществляться в рамках господствующих представлений о необходимости обеспечения лидерства США на международной арене, что закреплено в крайней редакции Стратегии национальной безопасности. Согласно этими представлениям, Вашингтон должен обладать всеми необходимыми ресурсами для оказания решающего влияния на ситуации в ключевых регионах планеты.

Арктика становится именно таким регионом. Её экономическая привлекательность объясняется не только огромным потенциалом природных ресурсов и ожидаемым усилением транспортного значения Северного морского пути.

Доминирование не предполагает сильных партнеров. Поэтому Вашингтон не скрывает своё крайне негативное отношение к российской активности в Арктике.

Одним из ключевых вопросов в процессе обсуждения политики Вашингтона в отношении Арктики является вопрос об участии США в освоении континентального шельфа арктической зоны. Именно в контексте дискуссии по данной теме наглядно проявляется тенденция к последовательному формированию в США негативного отношения к реальной и перспективной деятельности Российской Федерации в освоении Арктики.

В частности, на посвященных конвенции ООН по Закону о море слушаниях в сенатском комитете по экологической и общественной деятельности (прошедших 23 марта 2004 года) в ходе выступлений экспертов, сенаторов и представителей действующей администрации периодически звучали заявления, свидетельствующие о, как минимум, настороженном отношении к возможности укрепления позиций России в Арктике.

Ключевым вопросом дня становится тема территориальных притязаний на арктический континентальный шельф: действия России в этом направлении вызывают однозначное неодобрение в Вашингтоне. Более того, курс России, направленный на юридическое закрепление за собой территорий арктического шельфа, рассматривается как угроза национальным интересам США.

Параллельно, военно-политическое руководство США начинает настаивать на необходимости предъявления собственных претензий Вашингтона на территорию арктического континентального шельфа.

Постепенно вырабатывается и «объем» возможных территориальный претензий, который, в случае их поддержания на международной арене, сделает США ведущим игроком в регионе. Естественно, что особую заинтересованность в активизации курса США в отношении Арктики высказывают представители политического истэблишмента самого северного штата страны – Аляски. Именно там выдвигаются наиболее грандиозные планы в отношении шельфа. На слушаниях по закону и море сенатор-республиканка от этого штата Л.Мурковски заявляет о том, что «если мы присоединимся к этому договору, США сможет предъявить свои права на территорию в Арктике около 450,000 квадратных километров, размером приблизительно с Калифорнию».

Также вызывает недовольство позиция России в отношении использования Северного морского пути (СМП). Политика России, согласно которой существенная часть акватории СМП находится под юрисдикцией РФ, становится предметом серьезной озабоченности в американских политических кругах. Американское экспертное сообщество при поддержке представителей политической элиты выдвигает тезис о необходимости добиваться максимальной «интернационализации» СМП, под которой понимается получение США возможности для свободного использования этого транспортного коридора.

В докладе Комиссии США по арктическим исследованиям (органе, занимающимся разработкой стратегических направлений политики США в отношении Арктики) «Арктический океан и изменение климата: сценарий для военного флота США», опубликованном в 2002 году, прямо указывается, что противоречия по поводу СМП становятся важным пунктом в повестке российско-американских отношений. «США продолжают настаивать на том, что покрытые льдом проливы СМП являются международными и представляют собой субъект транзитных перевозок… Россия и Канада следуют политике, согласно которой все пригодные для навигации проливы в Северном морском пути находят под их эксклюзивным контролем. У США подход к определению статуса этих проливов отличается от их точки зрения. По мере того, как эти проливы будут все больше задействованы в международном трафике, вероятно появление конфликтов», - утверждается в документе.

Несмотря на внешне периферийный интерес в Вашингтоне к действиям России в Арктике, на деле ощущается особое внимание, проявляемое военно-политическим руководством США, ведущими СМИ и экспертным сообществом, к российскому участию в освоении Арктики. Ключевые аспекты, которые интересуют США – это военное присутствие России в регионе, а также социально-экономическое развитие российской Арктики и экологическая тематика. По каждой из данных тем у военно-политического руководства США уже «накопился» серьезный объем претензий к России, который используется для обоснования необходимости внедрения новых, более активных и агрессивных подходов к политике США в Арктике.

Естественно, что главное внимание традиционно уделяется военным аспектам использования Россией территории Арктики, особенно в отношении оружия массового уничтожения.

Самому пристальному изучению подвергается деятельность России на испытательном полигоне на острове Новая земля. Благодаря публикациям СМИ и заявлениям политиков американской массовой аудитории насаждается представление о том, что российская Арктика – это едва ли не полностью милитаризированный регион, вся деятельность на котором подчинена военным целям, причем крайне сомнительного содержания. Как правило, для нагнетания страстей по теме ядерной безопасности в регионе используются СМИ, причем наиболее авторитетные и влиятельные в стране.

К примеру, в 1999 году широкий резонанс спровоцировала публикация в The New York Times о том, что Россия якобы провела на Новой земле испытания запрещенных видов ядерного орудия. Эта информация мгновенно вызвала бурную дискуссию в США и заметно осложнила российско-американский диалог в сфере политики и безопасности.

В отсутствие реальных доказательств противоправных действий России с испытаниями оружия на этом полигоне, в крупнейших американских СМИ периодически тиражируются обвинения неопределенного характера, позволяющие удерживать нужную для военно-политического руководства США тему «на плаву». Обвинения со ссылкой на неких физиков-ядерщиков и иных неназванных экспертов сводятся к подозрениям, что "Москва делает на арктическом острове Новая Земля больше, чем говорит". Естественно, что такая логика оставляет широкий простор для появления дальнейших инсинуаций на тему использования Россией арктической территории для запрещенных ядерных экспериментов.

Если военные аспекты российского освоения в Арктике в США зачастую искусственно преувеличиваются, то масштабы социально-экономической деятельности на территории российской Арктики, наоборот, занижаются. Американские СМИ постоянно подчеркивают многочисленные экономические и социальные проблемы в арктических регионах.

Резкой критике подвергается экономическая политика федерального центра в отношении арктических регионов. Отмечается полная неэффективность используемых Москвой методов поддержки этих районов. Лейтмотивом комментариев является тезис о том, что людям приходится жить в условиях, фактически не пригодных для цивилизованного проживания. Постоянно проходит линия о том, что на российском Севере широко распространены болезни, хроническая бедность, «повальный» алкоголизм, ощущается явный недостаток элементарных объектов инфраструктуры и снабжения необходимыми для выживания ресурсами.

Стоит отметить, что, помимо очевидного негативного эффекта от таких публикаций, связанного с констатацией тяжелой социальной обстановки в конкретных арктических регионах России, американские СМИ фактически формулируют тезис о том, что Россия не может эффективно использовать свою арктическую территорию. Подчеркивается отсутствие со стороны российского руководства каких-либо действий, направленных на улучшение ситуации, а также стимулирования частного бизнеса к инвестициям в регион.

Тем самым формируется мнение, что только расширение иностранного экономического, гуманитарного, а в перспективе – и политического присутствия в российской Арктике может спасти регион от социально-экономической деградации. Американцами сформулирована фактически концепция гуманитарной интервенции. В этой связи в ближайшее время следует ожидать существенной активизации в российских арктических регионах американских или контролируемых США гуманитарных организаций, сориентированных на помощь в сохранении традиционного образа жизни коренных народов, реализацию экологических и образовательных программ.

Экологическая тематика является третьим в числе основных приоритетов внимания США к действиям России в Арктике. Периодически в информационное поле США вбрасываются различные сюжеты на тему нарушений российской стороной стандартов использования окружающей среды. Пока это не носит характер спланированной кампании, однако, нельзя не отметить тенденцию, согласно которой фоном к сюжетам о деятельности России в Арктике становятся разнообразные экологические проблемы.

Характерно, что в контексте экологии получает развитие негатив в отношении ядерной безопасности в регионе. Особую тревогу вызывает тот факт, что эту тему с готовностью развивают представители действующей администрации. В 1999 году на слушаниях в комитете Палаты представителей по банкам и финансам помощник госсекретаря по международным делам Э.Трумэн впрямую обвинил Россию в загрязнении арктических вод радиоактивными материалами: «Существует проблема сбрасывания радиоактивных отходов в арктические воды, <…> что является угрозой не только для США, но и для других стран».

Тема защиты окружающей среды традиционно используется для оказания давления на Россию в связи с ее планами по развитию арктической инфраструктуры и строительства объектов нефтегазового комплекса. Так, планы строительства газопровода в российской Арктике преподносятся как удар по местной окружающей среде. Регулярно освещаются и факты более мелких «прегрешений» России в отношении арктической экологии. Характерно, что даже самые авторитетные американские издания не упускают возможность обратить внимание своих читателей на такую проблему как распространение браконьерства в российской Арктике, с которым якобы российские власти бороться не желают.

Явное преобладание негативных тезисов в сюжетах о российской Арктике и большое количество озвучиваемых на различных площадках претензий к России позволяет судить о том, что арктическая тема рано или поздно станет предметом жесткого экономического и политического торга между США и Россией.

Уже сейчас на основе поступающей оперативной информации и официальных документов действующей администрации и конгресса США, а также публикаций в СМИ можно сделать вывод о наличии признаков разработки новой стратегии поведения США в отношении арктического региона и, прежде всего, российской его части.

Россия в этих концепциях автоматически занимает место главного соперника США в борьбе за преобладание в регионе. В этой связи одной из центральных задач новой стратегии станет получение контроля или как минимум высокой степени влияния над военной, экономической и экологической деятельностью России в Арктике.

Так, очевидно, что американские нефтяные компании, допущенные к проектам на территории российской Арктики, автоматически становятся проводниками новой линии официального Вашингтона в регионе. Одновременно, для торможения проектов, непосредственно не связанных с американскими финансовыми и промышленными кругами, будут задействованы различные международные и российские экологические организации, которые будут создавать излишний общественный резонанс на тему, якобы, наносимого Россией окружающей среде в Арктике.

Другой задачей США становится установление контроля над российским Северным флотом. Произошедшие в последние несколько лет инциденты на российском военно-морском флоте уже сейчас начинают использоваться военно-политическим руководством США для оказания давления на нашу страну с целью вывода на новый уровень программ по утилизации объектов российских ВМС (к примеру, программа Нанна-Лугара), причем теперь США требует прямого доступа своих представителей к военным объектам и технологиям. Очевидно, что выполнение этих требований существенно усложнит выполнение флотом различных задач в том числе и геоэкономического характера.

Параллельно с деятельностью по ослаблению российского военного потенциала в регионе для обеспечения доминирования США не без помощи НАТО наращивает свои военные возможности в Арктике. Особую роль в этих планах играет Норвегия, которая явно с одобрения Вашингтона наращивает военную составляющую своего присутствия в регионе. Традиционные ежегодные учения сухопутных войск и ВМС НАТО на территории Норвегии и в Норвежском море проходят по сценарию, имеющему явно не дружественную по отношению к России направленность.

Все больше усиливается значение Аляски для военной политики США. На территории этого штата расположены военно-воздушные базы, по одной армейской и морской базе, 54 других военных объекта. Характерно, что именно территория Аляски задействована в первом этапе развертывания американской системы противоракетной обороны. На базе в Форт-Грили будут располагаться ракетно-пусковые комплексы, призванные выполнить роль первого «щита» в системы ПРО.

Говоря в целом о стратегии США по отношению к Арктике, нельзя не отметить, что она соответствует сложившейся практике действий США в ключевых регионах мира. Для обеспечения своих экономических интересов первоначально США обеспечивает расширенное военное присутствие, на базе которого формируется механизм силового реагирования на возникающие кризисы.

Другие материалы сайта "Арктика сегодня".