Общество

Смайлики: Осторожно, скобка закрывается!

Смайлик — достояние человечества. Большинство пользователей интернета привыкли к нему настолько, что даже не задумываются, кто его придумал. У смайлика, прямо как у колеса, как бы и нет автора. Имя его неизвестно, подвиг его бессмертен. Ничего подобного: у смайлика есть автор — Харви Бэлл, американец, профессиональный художник.

Может, учитывая его заслуги перед человечеством кто-нибудь сподобится однажды создать его музей. Но перед энтузиастом встанет нелегкая задача найти еще хоть что-то из творений Бэлла. Он был обыкновенным ремесленником, работающим в рекламе. Вот и смайлик был создан на заказ.

Руководству страховой компании «State Mutual Life Assurance Cos. of America» в декабре 1963 года срочно потребовалось поднять "боевой дух" сотрудников. В это время в Штатах активно шел процесс слияния крупных страховых компаний. Никто из рядовых служащих не был уверен, что при таком объединении он не окажется на улице. Подобные настроения бизнесу не очень-то помогают, и хозяева фирмы решили заставить служащих улыбаться. Для внутренней «рекламной» кампании нужен был яркий запоминающийся символ, который и заказали Харви Бэллу.

Художник не слишком-то напрягался над задачей. Чтобы придумать желтую улыбающуюся рожицу ему хватило 10 минут. Гонорар был всего 45 долларов.

Больше мистер Бэлл ничего на смайлике не заработал. Он и не подумал регистрировать свои права на придуманный им символ. Он не захотел этого, даже когда смайлик пошел в массы.

Значки со смайликами очень нравились служащим и клиентам заказавшей его страховой компании. Но настоящим хитом символ стал лишь в 70-е, когда какие-то испанцы придумали для смайлика слоган: "Have a Happy Day". Вот тогда-то смайлик и стал появляться на эмблемах, открытках, футболках… Почтовая служба США даже выпустила марку с этим изображением.

Бэлл возгордился до такой степени, что тронулся умом. И давай выдавать пафосные заявления. Например, такое: "Никогда еще в истории человечества и искусства не было ни одной работы, которая бы, распространившись столь широко, приносила столько счастья, радости и удовольствия". К старости художник и вовсе решил, что его миссия на Земле — быть Международным послом счастья. Главное свершение его в этом качестве, это предложение отмечать 1 октября Международный День Улыбки.

Впрочем, о смайлике давно бы уже все забыли, если бы не Интернет.

Чего недостает электронному письму по сравнению с обычной беседой? Жестов, выражений лица, интонаций голоса. Чувство юмора сетевого собеседника может быть развито гораздо хуже вашего – и невинная шутливая фраза может быть воспринята как ужасное оскорбление. Вот тут-то и пригодилось изобретение Бэлла, «конвертированное» в набор знаков препинания.

Вариантов смайликов множество, ими изображают чуть ли не все человеческие эмоции – недоумение, грусть, злость, иронию и т.д. К ним быстро привыкаешь. Невозможность их употребления вызывает форменную ломку. Знакомый журналист как-то выдал мне: «Жаль, что в журналы нельзя отдавать статьи со смайликами, без них текст так мучительно писать!»

В обществе, где главным товаром становится информация и где время – как никогда ранее – деньги, любовь к подобным явлениям неизбежна. Как и чеканные формулировки, восклицательные знаки и прописные буквы. Как символы улыбки вместо самой улыбки.

Отдельные ревнители чистоты языка забили тревогу. Мол, любые чувства вполне возможно передать на бумаге, не прибегая к пиктограммам – язык и без того богат. Активное употребление смайликов и аббревиатур, привычка к коротким SMS-сообщениям приводит к тому, что молодые люди и в устной речи начинают употреблять простейшие конструкции, утверждают психологи.

А что, собственно изменилось? И до появления Интернета средний человек не способен был изъясняться подобно героям классических романов. Большинство людей активно используют 500–600 слов из имеющихся в языке сотен тысяч. В этом числе Интернет не изменил ничего. Кто владеет языком, кто сам по себе способен зажигать людей – тот и в Сети обходится без смайликов.

Виктор Перельман