Поп-арт

Фотографии великих женщин мира

В галерее «На Солянке» открылись сразу две редкие экспозиции. Одна из которых посвящена музе Маяковского - Лиле Брик, другая представляет работы легендарного Вальтера Карона, который фотографировал многих мировых знаменитостей.


В русской культуре не так много женщин, о которых мы можем сказать Женщины. Лиля Брик не была женщиной-политиком, она имела другую власть. Она просто была женщиной. Ее главное отличие состояло в том, что она могла инспирировать других, всех кто с ней соприкасался.

По теме:

Виагру и LSD изобрели совершенно случайно

«Пробуждение» полуобнаженной Софии Лорен

Первое свидание: план действий

Девочка, волк и золотая лихорадка

Наверное, поэтому ее старались запечатлеть крупнейшие фотографы своего времени. Именно эти кадры и составили основу экспозиции. Она была одной из любимейших моделей Александра Родченко, часто использующего ее фотографии в своих знаменитых коллажах, Абрама Штеренберга, Валерия Плотникова, Антуана Витеза, Франсуа-Мари Банье, самого Осипа Брика, и многих других. Но удивительно то, что её притягательность и сексуальность в полной мере не мог передать ни один художник. Странная ускользающая красота.

По собственному признанию Осипа Брика, его восхищала в ней безумная жажда жизни, он нуждался в ее редкой способности превращать будни в праздник. В неё был влюблен французский кутюрье Сен-Лоран, который утверждал, что есть женщины, которые живут вне моды. «С Лилей Брик я мог откровенно разговаривать абсолютно обо всем - о любовных делах, о порядочности, о живописи, даже о политике... О моде, конечно, тоже».

С первых же дней своего замужества Лиля Юрьевна «держала салон», в котором собиралась творческая элита того времени - поэты, художники, актеры. Так она познакомила Майю Плисецкую с Родионом Щедриным - начинающим тогда молодым композитором. В ее доме можно было встретить Пабло Неруду и Рафаэля Альберти, Бориса Слуцкого и Андрея Вознесенского, Николая Черкасова и Валентина Плучека и многих-многих других, составляющих культурное достояние второй половины ХХ века.

Её жизнь не всегда была солнечной, но казалось, она как кошка имела 7 жизней. Будучи женой репрессированного военачальника (после смерти Маяковского и развода с Бриком, она вышла замуж за советского военачальника Примакова), она избежала ссылки в лагеря и по-прежнему блистала в столичных салонах. А чего стоит знаменитая фраза Сталина о Лиле Брик: «Не трогайте жену Маяковского»?


Но, не смотря на ограждающие слова всесильного вождя, Лиля испила сполна всю горечь людского непонимания. После смерти Маяковского - величайшего советского поэта, его образ стремительно канонизировался официальным литературоведением, его личную жизнь делали жизнью без Лили Брик. С этой целью ретушировались многие фотографии, где Маяковский запечатлен с Лилей Юрьевной. Образ женщины, которая так повлияла на талантливого поэта, старались всячески умалить. Многие годы её фотографии были табу.


«Она не была красавицей и в разное время была разной. Это человек, который сделал сам себя. Через ее портреты мы видим, как время прошло через нее. Совсем девочкой она попадает в революционный мир. Каким-то образом она переживает войну. И она всегда оказывается человеком, который ни на кого, похож. Она оказалась зеркалом нашего времени. И по этим фотографиям можно понять, что она была за женщина»,- обратила свое внимание на этот факт директор дома Фотографии Ольга Свиблова.


Однако для того, чтобы понять, кто такой бы Вальтер Карон также было необходимо взглянуть на его работы, которые были представлены в соседнем зале. Юные красавицы, преступники, артисты, проститутки, знаменитые молодожены… В течение 15 лет он фотографировал праздник повседневных событий и эта выставка воспроизводит его сегодня.


Интересно, что к открытию экспозиции из Франции прилетела вдова фотографа - Катрин Карон. «Я никогда не ревновала его к тем, кого он фотографировал. Мне нравился Гарри Купер, а ему - Одри Хепберн. И был даже такой случай, когда у них была общая съемка, мой муж предложил мне быть ассистенткой. Он очень гордился теми нестудийными съемками, в которых он был силен. Ему даже удалось сделать фотографии мадам Хрущевой, когда она что-то делала на кухне. А Бриджит Бардо он нашел, когда о ней еще никто не знал и попросил ее залезть на крышу - и из этого получилась та знаменитая фотография, которую мы видим сегодня», - рассказала о своих воспоминаниях Катрин Карон.


В те времена знаменитости выполняли свой профессиональный долг, а профессии папарацци просто не существовало. Фотограф Вальтер Карон осознал границы своего возможного ремесла. Тогда между ними, звездами и масс медиа, царила атмосфера дружбы, доверия и свободы. Вальтер с несколькими парнями составили новую аристократию. Великие мира сего любили этих загорелых молодых людей – несмотря на то, что они представляли постоянную угрозу нравственности для их жен и подруг – которые по бедности проводили вечера там, где можно было поесть. Вальтер создал и привил окружающим определенный стиль одежды. Плащ, никакого галстука, по вечерам блейзер. С богатыми и знаменитыми он был на дружеской ноге, но единственным дворянским титулом ему служила камера Лейка, которую он носил как трофей.


«Он всегда ставил свет так, что «звезда» приобретала собственную роль, потому что, как правило, знаменитости - это те, кого мы помним в одной роли. И если говорить о профессиональном мастерстве, то Вальтер Карон самый яркий тому пример. Ведь в его фотографиях не было ретуши – только свет. На представленной экспозиции также есть снимок со свадьбы Эдит Пиаф, когда ей было 60 лет. То как он вылепливал персонажей светом, так мы их и воспринимали. Также происходит и со знаменитым портретом Одри Хепберн, где она запечатлена вместе с кошкой. Поэтому его работы - это светопись»,- поделилась своими мыслями о творчестве Вальтера Карона Ольга Свиблова.


Настя Христензен