Кино

«Граница» - как каннибалы девчушку сожрали

Французы умеют снимать не только фильмы про Астериксов и Обеликсов, но и вполне себе достойные ужастики. Достойные в плане кровопролития и нервно стучащего сердца. Не смотря на то, что «Граница» - явно производная нынешних изменений, имеющих место во французском кинематографе, можно с уверенностью сказать, что это очень необычный и весьма интересный пример фильма жанра хоррор.

Сначала мы становимся свидетелями борьбы героев за свои политические убеждения, затем – за собственную жизнь. Всё это происходит с избытком крови и отвращения: симпатичному мачо отрубят его швейцарские пальцы, а другому юнцу щипцами отрежут ступни, чтоб не гулял. Порой безумие будет переходить в глупость, возможно, такова режиссерская задумка и таким образом Жен Ксавье периодически пытается разрядить наэлектризованную атмосферу фильма.

Хуже всех придется девушке, которая изображена на афише. Кстати вот, я сначала думала, что на афише нарисован один из этих жутких ганнибалов, а оказалось, что это главная героиня. Ей придется пойти по трупам и через круги ганнибалистического ада: плавать в грязи со свиньями, отрезать свои роскошные локоны, смотреть, как её друзей кушают, расстрелять любителей «живой» кухни... И всё это ради того, чтобы попасть на эти жалкие плакатики, которые провесят на стенах кинотеатров меньше месяца.

Примечательно, что помимо несчастной девушки, на афишах засветился и Люк Бессон. Правда, не в графическом изображении самого себя, а лишь именем. Там так и написано: «Люк Бессон представляет», а уж что именно и кому французский режиссер представляет, видимо, ясно только ему одному. Хорошо, если он вообще в курсе, что его имя указано на российских афишах, ведь на французских и американских о нем ни слова.

Как я уже выше говорила, Люка Бессонна в «Границе» нет, зато есть режиссер Жен Ксавье. Он снабдил свою дебютную французскую работу таким количеством бесполезных, но, вместе с тем, известных деталей, что даже самому неискушенному зрителю не удастся не заметить сходства «Границы» с «Хостелом», «Спуском» и «Техасской резней бензопилой». Правда, если в двух последних фильмах, как и в большинстве фильмов ужасов, акцент делается на событиях и их зрелищности, то в своей картине Ксавье сосредоточен больше на характерах персонажей.

Актеры кричат когда этого требует ситуация да и вообще вовремя выдают нужные эмоции. А вот перестрелок, погодь и других эпизодов в фильме чересчур много: та же сюжетная линия о политическом крахе Франции в лучшем случае является лишней, в худшем – претенциозной. 15 минут беготни с оружием тоже можно вырезать без всякого ущерба для фильма. А с другой стороны, если всё поурезать-повыкидывать, будет уже не Жен Ксавье.

Имеет место быть в «Границе» и очевидная политическая ангажированность режиссера, который откровенно намекает на политические и расовые конфликты, захватившие современную Францию. Жен предлагает открыто взглянуть на существующую в мире политическую ситуацию и по сути приравнивает ее жестокость к нацисткой жестокости. Он видит настоящее как разновидность нацистского прошлого. Политический аспект очевиден и оправдан.

Основная проблема «Границы» в том, что она чересчур напичкана идеями, темами, характерами и тайнами. Впрочем, за творчеством Жена Ксавье еще стоит понаблюдать – «Хитмэн» и «Граница» в будущем обещают плодотворное развитие талантов французского дебютанта.

Анна Павлова