Кино

Сбылось кремлевское пророчество

В 1918 году, после смерти Свердлова, его сейф опечатали, снесли в подвал Кремля и забыли о нем. В 1934 году его вскрыли и обнаружили там 100 тысяч золотых рублей, 7 паспортов на всю семью и бриллианты. Бриллианты тайно решили перевезти в другое место. Чтобы не привлекать лишнего внимания, охраны к ценному грузу не приставили. После того как машина скрылась за пределами Кремля, ее след потеряли…


Эту интересную историю рассказал известный тележурналист Алексей Пиманов, автор и ведущий программ «Человек и Закон» и «Кремль, 9». На этот раз он решил не использовать интересный сюжет в одной из своих телепрограмм. Алексей пошел дальше. Он придумал захватывающее продолжение и интересных героев – жителей единственной за кремлевскими стенами Коммунистической улицы. Все они совсем скоро предстанут перед зрителями Первого канала в дебютном художественном фильме Алексея Пиманова «Александровский сад».

«Вокруг фактов пропажи бриллиантов закручивается история, которая начинается в 1938-м, а заканчивается в 2005 году. Это не историческое, а приключенческое кино или лирический детектив, беллетристика — история детей, которые родились в 1921 году, выросли в Кремле и попадали там в различные ситуации и переделки, – рассказывает Алексей Пиманов. - В нашем обществе сложился стереотип – если книга или кино повествует о событиях 38-го года, то обязательно - про репрессии. А для меня эти годы – особые. Я не устану утверждать, что в 21-м году в нашей стране родилось новое поколение победителей – людей, которые построили нашу страну».

А почему фильм называется «Александровский сад»?

«Наши герои – кремлевские обитатели. Мало кто сейчас знает, что вплоть до сороковых годов прошлого, двадцатого века, за кремлевскими стенами шла другая жизнь. Ответственные работники Кремля, их обслуга - водители, секретари - вместе с семьями жили на этой территории – всего около полутора тысяч человек. Они влюблялись, женились, рожали детей, гуляли с колясками по Александровскому саду. Местные ребята играли здесь в салки и прятки. Дочка тогдашнего коменданта Кремля вспоминала, что ради смеха мальчишки засунули ее в ствол Царя-пушки. Она там сидела-плакала, пока ее не сняли оттуда солдаты. На территории Кремля был стадион, зимой ставили елку, заливали каток, бегали на коньках. Здесь был особый климат и свои правила. Отправляясь по каким-то делам за кремлевскую стену, говорили: «Иду в город». И мы хотели в этом фильме воссоздать эту атмосферу», - ответил Алексей Пиманов.

Словно в подтверждение этих слов, в кинопросмотровом зале Кремлевского дворца – там, где раньше Сталин выносил вердикты фильмам советских режиссеров, а ныне демонстрировались фрагменты «Александровского сада», заиграли куранты – это у коменданта Кремля Сергея Хлебникова зазвонил телефон. Присутствующие в зале улыбнулись.

«Как же кремлевская охрана разрешила снимать здесь?» - посыпались вопросы.

«Мы уже семь лет сотрудничаем с различными структурами Кремля – снимаем фильм «Кремль-9». За это время доказали, что мы не подонки – не подставим, не предадим и не будем делать того, что здесь не разрешено», - сказал Алексей Пиманов.

«Когда я познакомился со сценарием «Александровского сада», он мне очень понравился. Ведь чаще всего приносят сценарии, связанные с Кремлем, где сплошные репрессии и мрачные застенки. Делать нечего, соглашаемся с исторической правдой, - поделился размышлениями комендант Хлебников. - А этот фильм поразил вниманием к человеческим историям. Мы ведь и сами совсем недавно заинтересовались и восстановили жизненный путь первого командира кремлевского полка, хотя до этого никто даже имени его не знал – все списки были уничтожены».

"Александровский сад" основан на реальной истории с сейфом Якова Свердлова, - продолжил рассказ о фильме Алексей Пиманов. – Мы с Борисом Яновским совместно написали сценарий. У нас очень легкое кино, без политики, - фильм-фантазия, авантюра. Мы очень много здесь придумали – и подземная крепость у нас есть, и алмазы из алмазного фонда пропадают».

Но самое главное достояние фильма – его герои – фантастические ребята. В центре картины судьба влюбленных - дочки заведующего Особым отделом ЦК Тани Шапилиной и сына водителя правительственного гаража Алексея Казарина. Когда они были еще детьми, то гонялись со своими друзьями по кремлевским подземельям за таинственным Черным Монахом, который мешал всем спать. Когда стали чуть постарше, устроили слежку за бандитом по кличке Барон, торговавшим украденными бриллиантами. А когда совсем выросли - оказались втянутыми в шпионский скандал и сами попытались из него выпутаться.

Создатели картины заявили, что в образе Алексея Казарина они вывели на экраны страны нового героя – который обязательно подаст женщине руку, а в нужный момент защитит ее от обидчика и, если надо - даст ему по «фейсу».

«Однажды я стоял на башне Кремля, и вдруг меня осенило - я четко представил старый город внутри крепости, увидел детишек, которые бегали и прятались в Царь-колокол, - разоткровенничался Алексей Пиманов. - Вспоминают, что после революции здесь все было так запущено, везде был хаос, во дворцах – вся мебель перевернута. Когда так начинаешь узнавать Кремль, к нему появляется какая-то теплота. Я часто приезжаю в Александровский сад, просто хожу и гуляю, напитываюсь его красотой. Я отношусь к Кремлю не как к месту политических разборок, для меня это - другой мир».

Алексей Пиманов настолько сроднился с Кремлем, что сам выступил в качестве экскурсовода по исторической крепости. На каждом шагу он вспоминал какую-нибудь эксклюзивную историю - казалось, что здесь ему знаком каждый камень. Он часто повторяет, что это – не простое, мистическое место, и в доказательство приводит удивительные истории: «Во время Великой Отечественной войны в Большой Кремлевский дворец угодила пятитонная бомба. Громила повисла в перекрытиях крыши, а затем грохнулась на пол Георгиевского зала, но не взорвалась! Кремлевская легенда гласит, что Кремль от взрыва спасли немецкие коммунисты-подпольщики, которые насыпали в бомбу песок вместо пороха».

К созданию художественного фильма о кремлевских детях Алексей Пиманов готовился 10 лет – изучал структуру голливудских сценариев, посещал съемки именитых отечественных режиссеров. Работа не прошла даром – картину удалось снять в его самом любимом месте Москвы. А вместе с этим свершилось пророчество, которое было известно Пиманову с детства, – маленькому Алеше в детстве бабушка предсказала, что он станет известным журналистом, а в 42 года снимет кино. Так и сбылось.