Кино

Безобидный юмор Ларса фон Триера

Согласны, что звучит несколько парадоксально. Однако, так оно и есть: отложив на время съёмки над заключительной частью трилогии о США, куда вошли «Догвилль» и «Мандерлай» – картины изрядно новаторские и к веселью особо не располагающие – эпатажный датчанин легко и непринуждённо отснял несвойственную для него комедию.

По теме:

«Артур и минипуты» - фильм-мультфильм от Люка Бессона

В архивах ФСБ найден документ с планом убийства Мэрилин Монро

Где в Москве посмотреть качественное кино

Английская «Королева» приехала в Россию

Учитывая, что мастер Триер из тех первопроходцев, что лёгких путей не ищут, комедия сделана в офисном стиле, одно название которого способно погрузить в печаль. Идея сюжета придумана им давным-давно: глава IT-фирмы, собираясь продать свою компанию, сталкивается с небольшой проблемой – отсутствием номинального директора. Оказывается, долгое время он морочил голову всем вокруг (включая собственных подчинённых), выдавая себя за представителя спрятавшегося где-то в центре Америки «Самого Главного Босса» - с тем, чтобы не дискредитировать себя неправильными - с точки зрения сотрудников - приказами. И вот незадача – потенциальные покупатели на финишном этапе хотят заключать сделку именно с этим мифическим директором, а не с его куда более реальным «представителем». Выход из положения найден, казалось бы, легко: на короткую – лишь на момент подписания документов о продаже – роль «Босса» приглашается приятель-актёр. Однако благодаря нелепым случайностям первые переговоры срываются, подставному директору приходится провести с сотрудниками чуть больше времени, чем ему хотелось бы, и тут его озаряет, что в фирме творятся странные дела…

Фильм снят с датскими актёрами и, соответственно, на датском языке. Это позволило Триеру сатирически обыграть напряжённые отношения между датчанами и исландцами, а в особенности, долгую память последних на историческую несправедливость. Надо видеть, в каком аффекте от собственного презрения исландский седовласый босс, вознамерившийся купить датскую фирму, с надрывом и на родном, естественно, языке вопит: «Тупые датчане! Грязные болтуны!», а потом, уходя, в ярости натягивает на себя дурацкую полосатую шапочку. Здесь, по всей видимости, есть доля расчёта: Триер уже как-то признавался, что подметил соотечественников в необъяснимом мазохизме – им вовсе не претят такие выплески исландской агрессии.

Отметим, что фильм снят по новой технологии «Automavision», не допускающей обработки кадра, каких-либо экспериментов со звуком и дополнительного освещения. И это не просто технология. «Automavision» - предмет особой режиссёрской гордости и заодно – своеобразная панацея от присущего датчанину стремления контролировать каждый поворот камеры: в этот раз в качестве оператора выступал компьютер. Новаторство заключалось ещё и в том, что отказаться принять выстроенный программой кадр создатели фильма ещё могли, а вот изменить в нём что-то – нет. Приходилось стойко нажимать на кнопку и ждать следующего варианта настроек, предлагаемых компьютером.

И если сложить всё это в кучу – съёмочный процесс, длившийся немногим больше месяца, офис как место действия и новые технологии – нельзя не признать, что шалость мэтра культового кино вполне удалась. Ну, как недолгий тайм-аут, как результат заслуженного отдыха от собственной культовости. К тому же, где-то в районе финала уже сложно отделаться от ощущения, что над подопытными зрителями ставится очередной эксперимент. И отсылки героев к манифесту «Догмы 95», и стихи из фильма Тарковского «Зеркало», и слегка издевательские режиссёрские комментарии между эпизодами, поясняющие, что всё это значит и как к этому следует относиться… А некий мифический драматург Гамбини и утверждение: «Ибсен – придурок» – откровенное ведь хулиганство.

…Признайтесь, вы подозреваете, что где-то тут прячется целый пласт недоступных вам скрытых смыслов?.. Да полноте, это всего лишь безобидный датский юмор. И в самом начале, между прочим, вас честно об этом предупреждали.

В кинотеатрах с 5 апреля.

Александра Махина