Социум

За ними будущее: новая мировая элита

Томми Галлахер работал через дорогу от башен-близнецов Всемирного торгового центра, так что все произошло на его глазах. "Когда нас эвакуировали, мы видели, как из окон "близнецов" выпрыгивают люди", - вспоминает он. Когда первая башня рухнула, улицу заволокли клубы дыма. Галлахер не мог ни дышать, ни видеть. Он боялся, что умрет - вот и все, о чем он тогда думал.

Вскоре после теракта банк Галлахера переехал в другой район Манхэттена. Оргтехнику подключили на раз, однако перезагрузить людей оказалось сложной задачей. Все постоянно срывались друг на друге, и Галлахер не выдержал: во время словесной перепалки с коллегой он пригрозил ударить его, после чего руководство уволило Томми. Тогда ему было 57 лет.

"На Уолл-стрит ты считаешься стариком, если тебе больше 50", - пожимает плечами Томми. Другую работу он найти не мог, хотя это и не имело для него особого значения в финансовом плане: он был довольно состоятельным человеком. Другой вопрос, что просто так сидеть без дела он не привык. Так Томми попал в группу помощи для обеспеченных людей под названием Tiger 21. Право на членство имели только те, у кого было как минимум 10 миллионов долларов в активах и на счетах. И не надо думать, что грузовик денег автоматом избавляет человека от всех проблем разом - богатые, как известно, тоже плачут.

Именно Tiger 21 помог Томми найти новую цель в жизни - благотворительность. Сын Томми служил офицером контрразведки в Афганистане и мощность бомб измерял на глазок - в зависимости от того, насколько далеко разлетались руки и ноги подорвавшихся солдат. Так что у Галлахера была личная заинтересованность в том, чтобы облегчить жизнь ветеранам боевых действий. Сейчас он помогает благотворительной организации Phoenix House, занимающейся проблемами ветеранов с психическими расстройствами, а также участвует в программе помощи ветеранам, оказавшихся в сложной жизненной ситуации - на грани развода, самоубийства или потери жилья.

Глобальные лидеры по большей части - это не те люди, имена которых у всех на слуху. Истинных лидеров среди глав государств или звезд эстрады мало. Лидеры - это те, кто меняет мир, причем незаметно: у них достаточно мозгов, власти и денег, чтобы влиять на жизнь тысяч и миллионов. Эти три составляющие часто идут в одной связке, но это не обязательное правило.

Некоторые обязаны своим влиянием собственным идеям, способным зажечь других, или знанием особенностей человеческой психологии. Умницы зарабатывают недостаточно, чтобы быть членами таких групп, как Tiger 21, однако они обладают огромным влиянием на политику. Идеологи "Аль-Каиды" живут черт знает каких условиях, но влияют на жизнь людей во всем мире.

В любом обществе всегда была своя элита. На протяжении многих веков в большинстве стран власть, завоеванная огнем и мечом, передавалась от отца к сыну. Страх и преемственность и поныне играют ключевую роль в современном обществе. Правящая партия Китая до сих пор расправляется с неугодными, сажая их в тюрьмы, а иногда и физически устраняя опасных людей.

Изменения, произошедшие в мире за последнее столетие, во многом являются заслугой элиты. Самые богатые люди в развитых странах сегодня - это не аристократы, а предприниматели - такие, как Билл Гейтс. А самыми влиятельными оказываются те, чьи изобретения изменили жизнь людей и в других странах - как это стало с создателями Facebook и правозащитной организации Amnesty International.

Представители глобальной элиты космополитичны, но безродными их не назовешь. Индийские магнаты при наборе персонала в свои международные корпорации отдают предпочтение индийцам, китайские ученые в Пекине сотрудничают со своими китайскими коллегами из Кембриджа - представители диаспор всегда поддержат друг друга. При этом представители мировой элиты придерживаются принципов неравноправия: женятся они не на бедных золушках, а на выходцах из своей же среды - так больше шансов произвести на свет умное потомство.

Эксперты нередко преувеличивают роль меньшинства - в данном случае, политического - в жизни простых граждан. Дэвид Роткопф в своей книге "Суперкласс: элита власти и мир, который они делают" пишет, что планетой управляют в общей сложности шесть тысяч политиков и общественных деятелей, однако он упускает из вида один важный момент: власть меньшинства - это милость большинства. Избиратели в развитых странах могут избавиться от политика, который им не нравится, просто проголосовав против него; потребители могут отказаться от услуг той или иной компании, найдя более качественный и дешевый аналог ее продукции.

В Китае, например, правила игры другие. Благодаря экономическому росту сотни миллионов смогли подняться из нищеты, а приморские города разбогатели. Однако китайская элита слишком сильно зависит от власти. Как и в Южной Африке времен апартеида, так и в Китае те, кто наверху, диктуют тем, кто внизу, где они могут жить и работать.

Как следует из примера с Галлахером, ни в одной стране мира богачи не застрахованы от неприятностей, как и любой из нас, но их жизнь все же разительно отличается от жизни граждан со средним или невысоким достатком. Роберт Франк, написавший (правда, еще до кризиса) книгу "Ричистан" (от rich - богатый), замечает, что богачи выстраивают собственный автономный мир со всеми необходимыми системами - здравоохранения, безопасности и так далее. На окружающих они оказывают влияние двумя основными способами. Во-первых, то, как именно они тратят деньги, имеет волновой эффект. Их решения двигают рынки. Их потребление поддерживают все - от отельеров до часовщиков. А их филантропия строит школы и спонсирует исследования тропических болезней.

Во-вторых, что более важно, прежде чем стать богатыми, эти люди сделали что-то необычное. Некоторые наследуют свое состояние, но таких меньшинство: большинство изобретают новую мышеловку, открывают сеть салонов красоты, где мастера стригут совершенно необыкновенным способом, а клиенты приходят сами и приводят друзей, или просто финансируют заинтересовавшее их мероприятие. Именно потому, что сегодняшние богачи сделали свое состояние сами, они более беспокойные и динамичные, чем представители "старой гвардии".