Социум

Все дети воруют

В определенном возрасте дети начинают приносить домой чужие игрушки или даже тайком брать деньги из родительского кошелька. Психологи утверждают, что такая проблема не связана с уровнем достатка в семье, причины тут более серьезные. Бороться с детским воровством можно и нужно, но деликатно и грамотно. И ни в коем случае не кричать на свое чадо.

У детей в возрасте от четырех до семи-восьми лет психологи выделяют следующие причины воровства:

1. Ребенок просто не различает понятия «свое - чужое», «хорошо - плохо». Совет: объяснить ребенку эти понятия можно в игровой форме: помогают сказки, ролевые игры, кукольный театр. Ребенок должен научиться оценивать и сравнивать, а на примере героев книжки или пальчиковых кукол это делать просто и приятно.

2. Ребенок переживает какую-то проблему, он собой недоволен. Понаблюдайте за малышом и вспомните, с чего все началось, после какого эпизода он стал приносить домой чужие вещи. Спросите его, зачем он это делает.

3. Недостаток развития воли, которая проявляется в сильном желании владеть понравившейся вещью во что бы то ни стало.

Чужая игрушка

Все начинается с малого, главное здесь не упустить момент, повести себя в этой ситуации правильно, объяснить ребенку без давления, почему брать чужое - плохо, не ругаться и не кричать на него.

Если ребенок принес из садика домой чужую игрушку и отказывается рассказывать какие-то подробности, не спешите обвинять его в воровстве. Сначала выясните: возможно, он просто поменял ее на свою, такие обмены распространены среди детей.

Если принесенная игрушка принадлежит общему фонду детской игровой комнаты, возможно, что таким образом ребенок реализует свою давнюю мечту. Игрушку следует, конечно, вернуть, но при этом задумайтесь: может быть, вы недостаточно внимательны к потребностям малыша.

Используя удобный повод (день рождения, какой-либо успех ребенка), постарайтесь подарить ему то, о чем он страстно мечтал. А для этого вы должны спросить его, что именно он хочет.

Если принесенная игрушка принадлежит кому-то из детей и выяснилось, что она была взята без спроса, то важным становится факт обнаружения. Как именно вы нашли чужую вещь? Случайно увидели ее среди спрятанных предметов или ребенок рассказал сам, что произошло?

Обратите внимание, как он относится к своему поступку - обнаруживает ли чувство стыда, раскаяния или считает, что все произошедшее - в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, ваша оценка должна быть определенной: пусть ребенок почувствует, что вам не нравится его поведение, что вы удивлены тем, как он мог так поступить.

Выразите уверенность в том, что он уже взрослый и знает, "что такое хорошо и что такое плохо", и, конечно, такой поступок он больше не повторит. Организуйте встречу двух детей, когда может состояться возврат игрушки. И ни в коем случае не упрекайте ребенка при его товарище или при родителях хозяина вещи.

Чужие деньги

Случаи, когда дети берут у родителей деньги, в дошкольном возрасте являются нечастыми. Проблемы с воровством из кошелька «всплывают» обычно после 8-10 лет. Но, если уж вы поймали чадо в бумажнике, сразу же выясните, для чего именно ему понадобились деньги.

Наиболее распространенный вариант - когда ребенок берет деньги, чтобы купить на них подарки (жевательную резинку, роботов, другие "бесценные" вещи) своим товарищам. Как правило, это является попыткой повысить свой статус, укрепить положение среди друзей.

Следует объяснить, что друзья, которых можно расположить подарком, - не самая надежная компания. Найдите и прочитайте малышу сказки разных народов мира, в которых описывается, как возле богатого человека толпятся приятели, а стоит ему лишиться имущества, как они быстро разбегаются.

Попробуйте дать ребенку другие способы повышения статуса - соберите его друзей у себя дома, поиграйте со всей компанией, при этом не забывая уважительно отзываться о ребенке, показывать, насколько вы с ним считаетесь. Это подействует намного лучше, чем подарки, ребенок сумеет наглядно убедиться в вашей правоте, понять, что авторитет можно заработать другим способом.

Если вы так и не поняли, для чего ребенку понадобились деньги, выразите огорчение по поводу их отсутствия, расскажите ему, для чего они предназначались. Уместно рассказать, что денег в семье хватает не на все и вы тоже вынуждены ограничивать себя в некоторых вещах, например, хотелось бы купить себе новые туфли, сходить в театр с подругами, но это все вы откладываете ради других важных целей, например, ради семейного похода в аквапарк. Ребенок должен усвоить, что когда он живет в семье, существуют не только личные дела, но и общие цели.

Воровство из вашего кошелька - серьезный повод, чтобы задуматься, а не слишком ли вы изолировали ребенка от финансовой темы, не перестарались ли с опекой?

Знает ли малыш, откуда берутся деньги, как именно вы и ваш муж их зарабатываете, как распределяется семейный бюджет? Школьник должен знать, что деньги достаются трудом, а не случайно появляются в кошельках.

Как правильно вести себя с ребенком?

Психологи утверждают, что самое главное - подавить в себе первые эмоции, успокоиться и разговаривать в спокойной обстановке. Нужно обязательно постараться найти причину случившегося, а для этого не строить свои догадки, а поговорить с ребенком. Не перебивать его, не осуждать, он сам расскажет о ситуации.

Затем нужно найти способ вернуть украденное - так, чтобы не оскорбить ребенка. Не притащить его за руку силой, заставив почувствовать себя вором и плохим человеком. Психологи советуют, например, рассказать малышу сказку, как кто-то взял вещь, а потом вернул на место.

Табу

1.Ни в коем случае нельзя навешивать "уголовных" ярлыков на ребенка, называя его вором, предсказывая ему "плохую дорожку" в жизни и т.д.

2.Нельзя кричать на ребенка и тем более бить его - ваш гнев может привести к повторению ситуации, вы потеряете его доверие, и он будет делать все втихую.

3.Не возвращайтесь к тому, что было, когда ребенок вызовет ваше недовольство в следующий раз. Нельзя припоминать малышу его прошлые ошибки.