Социум

Первая репетиция оранжевых революций состоялась в Поднебесной 16 лет назад. Но Китай остался красным

Ранним утром 4 июня 1989 года правительственные войска Китая расстреляли студенческий палаточный город на центральной площади Пекина Тянь-Ань-Мэнь. По официальным китайским данным, погибли десятки людей, правозащитные организации говорят о нескольких тысячах. На несколько лет Китай на несколько лет оказался в политической изоляции, имя Тянь-Ань-Мэнь стало всемирно известным брендом страны...

1989 год. Экономические реформы, продолжающиеся 10 лет, после первых потрясающих успехов дают серьезный сбой, ситуация оценивается как "перегрев экономики". Растут цены, растет уровень безработицы, и как следствие – растет социальная напряженность. У руля правления страной стоят люди, средний возраст которых приближается к 80 годам. Правительство Дэн Сяо Пина серьезно реформирует экономику, но политических преобразований не желает, считая, что любые перемены в политике подорвут стабильность.

В 1987 году за чрезмерную либеральность теряет пост Генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая Ху Яобан – «китайский Горбачев». Его смерть в апреле 1989 года стала толчком к началу студенческих выступлений по всей стране. Студенты вышли на улицы в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, других крупных городах. 18 апреля студенты прошли маршем к центру Пекина, полиция не препятствовала. Сила применена 20-го, в этот день полиция отогнала сотни студентов от ворот правительственной резиденции.

22 апреля проходят похороны бывшего китайского генсека. Студенты передают правительству петицию, требуя встречи с премьером Госсовета Ли Пэном. Но он требование игнорирует. В ответ на это студенты объявляют бойкот занятий.

26 апреля в "Женьминь жибао" выходит статья, в которой говорится о «попытке кучки реакционеров организовать мятеж против коммунистической партии и социалистической государственной системы». Статья вызывает резкий протест у студентов, на следующий день они снова организуют марш к центру Пекина.

В мае площадь Тянь-Ань-Мэнь становится эпицентром молодежных выступлений, на ней вырастает палаточный городок. Несколько сот студентов начинают голодовку, требуя переговоров с правительством.

20 мая в стране вводитится военное положение, студенты объявлены мятежниками. К городу подтянуты войска, на подступах к центру столицы их останавливают студенты и местные жители.

30 мая на Тянь-Ань-Мэне появляется 10-метровая статуя "Богини Демократии", возведенная студентами. На площади убирается мусор, устанавливаются новые палатки. Одновременно с этим в Пекин вводятся дополнительные войсковые подразделения.

3 июня, во второй половине дня, войскам отдан приказ очистить Тянь-Ань-Мэнь от студентов. Открыт огонь, пролилась первая кровь, погибли десятки людей. 4 июня после полуночи войска окружают Тянь-Ань-Мэнь. На несколько суток Пекин погружается в кровавый хаос. Пальба. Сожженные автомобили. Обезображенные трупы на улицах. 9 июня китайский лидер Дэн Сяопин выступает с телеобращением, в котором говорит о подавлении антиправительственного мятежа и благодарит участвовавшие в операции войска.

…В это время ваш автор был студентом и подрабатывал консьержем в общежитии аспирантов МГУ. Как сейчас помню, рабочим местом был 5-й этаж в секторе Г «высотки» на Ленинских-Воробьевых горах, там жили аспиранты-психологи. На этаже у меня был приятель Ян Куань-Юнь, тихий, вдумчивый парень из Шанхая. Он знал все китайские новости, мы их периодически обсуждали, но в первых числах июня он словно воды в рот набрал. Мне было обидно: за что он считал меня шпионом? После катаклизмов на Тянь-Ань-Мэнь я его простил – все было серьезнее и трагичнее, чем ожидалось.


В воскресенье студенческие организации МГУ – не менее революционные, чем китайские – призвали всех сочувствующих мятежным студентам китайской столицы объявить суточную голодовку. На площади около главного здания МГУ состоялся митинг солидарности. Вездесущая дева-вальпургия Валерия Новодворская прибрала к рукам митингующих студентов и повела их колонны к китайскому посольству. Митинг был несанкционированный, однако милиция никого не трогала. В ночь на понедельник Куань-Юнь поил меня мерзкой китайской водкой. Впервые на моей памяти он напился сам...

Через 5 лет после трагических событий на площади Тянь-Ань-Мэнь один из студенческих лидеров - Ван-Дань - признался, что если бы понимал, в какую политическую игру оказались вовлечены студенты, то добился бы их ухода с площади. И прибавил, что персонально – не держит на Дэн Сяо Пина никакого зла…

Интересно, как развивались бы события в Китае, не будь отдана роковой приказ о разгоне студенческого митинга? История не знает сослагательных наклонений, но если следовать логике и алгоритму большинства «цветных» переворотов на пост-советском пространстве, можно предположить, что Китай на долгие годы погрузился бы в революционный хаос. И что его постигла бы участь СССР.

Но погибших студентов жалко. Светлая им память. Сегодня все они были бы старше на 16 лет.