Социум

В США чиновникам выдадут промокашки и напомнят о “жи-/ши-”

В Америке неизжитая в свое время напасть вновь дала о себе знать. Выясняется, что среди госслужащих, в том числе занимающих высокие должности, царит банальная безграмотность. Согласно Национальной Комиссии по проблемам письма (да, есть и такая) неумение выразить мысль на бумаге приводит к печальным последствиям: драматически снижается темп работы и задерживается делопроизводство. Приходится исправлять многочисленные огрехи и, пыхтя, переписывать набело уже на десятый раз исправленное, чтобы коллеги в очередной раз удивлялись и морщили лоб в безуспешной попытке разгадать основную мысль нового предписания.

В результате США вынуждены выделять из бюджета около четверти миллиарда долларов ежегодно на исправление в прямом смысле прописных распоряжений и указаний, предназначенных для клерков и служащих.

Именно по этой причине абитуриентов американских ВУЗов, сдающих экзамены SAT, начиная с марта этого года, обязали писать эссе. Это сделано ради одного – привить, наконец, американцам грамотность письма и уважение к собственному языку, чтобы до кресла руководителя они доходили уже матерыми графоманами.

При этом первые тревожные сообщения появились, как минимум, два года назад, а печальная тенденция, надо полагать, образовалась еще раньше. В ранних докладах говорилось о существующих проблемах с преподаванием языка в американских школах и ВУЗах и негативных последствиях подобного положения дел. И вот, два года спустя проблема – вновь на поверхности, и для ее решения даже была создана специальная Комиссия. Ее члены из года в год поднимают наболевший вопрос, стараясь убедить, прежде всего, конгрессменов в необходимости пересмотра вопросов образования, его качества и стандартов. Тем более, что самоуверенная, но безграмотная молодая кровь тормозит развитие бизнеса и отправление дел государственной важности. Помните ситуацию у Кистофера Бакли, когда президент Такер решил самостоятельно написать речь, с которой ему предстояло выступить, не прибегая к помощи своего спичрайтера:

“Потом позвонил Чарли Манганелли. Я приготовил жилетку (фигурально говоря), ожидая, что он опять будет жаловаться на президента, самолично занимающегося своей речью. Так и было. Чарли не скрывал ярости. Шестьдесят миллионов человек будут слушать, "как он (президент – авт.) трахает грамматику".

Частный сектор, понятное дело, тоже несет значительные убытки и повышает требования при приеме на работу: грамотность становится залогом успеха соискателя и расположения к нему работодателя. Западные компании, как правило, не заинтересованы выкладывать до 400 “зеленых” за дополнительное обучение сотрудников – те сами должны доказать профпригодность.

“Вы должны быть в состоянии писать, придавать законченность своей мысли и облекать ее в слова”, - именно это становится приоритетным на рынке труда, по мнению Боба Керри, председателя Комиссии.

Тем временем Интернет-общение и электронная почта играют в этом вопросе особую роль – это видно невооруженным глазом. В мобильной и динамичной среде, которую представляет собой интернет-общение, получает развитие свой неповторимый упрощенный и редуцированный языковой вариант, который ориентируется отнюдь не на литературные нормы. Скорее, даже наоборот – максимально приближен к бытовому разговорному стилю.

Пока суд да дело, в Америке при решении любого вопроса головы обращаются в сторону Конгресса: “Сколько дадите?” Понятное дело, для работоспособности Национального проекта по вопросам письма (уже есть и такой) требуются затраты. Однако на образование, видимо, деньги все же найдутся.

А что у нас?
К сожалению, кривая не всегда вывозит, а врожденная грамотность не всегда помогает отечественным чиновникам. Да и не только им. Мы все больше привыкли к бытовой безграмотности, не обращая иной раз на нее внимание. Эффект от этой безалаберности и нечистоплотности неминуемо сказывается на профессиональной деятельности.

К тому же в России нынче большее значение придается образованности юридической и компьютерной, в то время как на общеязыковую то ли времени нет, то ли спроса – одним словом, ни к чему она. Это в очередной раз готовы на деле доказать наши законодатели и сократить в школе количество часов, отведенных на гуманитарные предметы, в том числе русский язык – до 36 часов в год (!). В конце концов, даже любопытно, что из этого получится.

Сами же народные избранники, помнится, в свое время по собственному желанию писали обычный диктант - “провалились” первые лица Госдумы. Многие благоразумно отказались участвовать в эксперименте. Видимо, не напрасно.