Социум

Крест и полумесяц: мир или «джихад»?

Святыни Горы Синай

Чтобы защитить многочисленных монахов, поселившихся вокруг Неопалимой купины, от набегов кочевников строители Св. Юстиниана под руководством архитектора Стефаноса Айлисиоса возвели столь монументальную крепость, что её стены за 14 веков почти не обветшали. Исключение составляет северная сторона, которая была повреждена несколько раз. Последний её ремонт относится к 1801 году, периоду египетской авантюры Наполеона. Эта стена толщиной от двух до трёх метров построена из местного гранита. Высота её различна в зависимости от конфигурации местности — от 10 и местами до 20 метров.

Основной древний вход в монастырь, с его западной стороны, сейчас закрыт. Согласно методам обороны того времени, над ним сделана бойница, через которую можно было поливать нападающих кипящим маслом. Слева от этого входа есть другой, поменьше, которым и пользуются сейчас. Он тоже древний, с тремя обшитыми металлом дверьми.

Вдоль внутренней стороны стен находятся жилища монахов и другие строения. Внутри монастыря — двенадцать часовен. Поскольку монастырь построен на склоне горы, пришлось возвести арки, чтобы поддерживать кельи и другие строения. 60 из них до сих пор сохранились со времени строительства монастыря.

В 1951 году к южной стене было пристроено новое здание. В нём размещаются библиотека, галерея икон, трапезная, а также резиденция архиепископа. Среди новых зданий — гостиница, построенная с западной стороны монастыря.

Церковь

Стефанос, архитектор монастырских стен, построил также церковь в северной части монастыря. Работы начались в 542 году и завершились через девять лет. Часовня Неопалимой купины, возведённая св. Еленой, стала составной частью церкви.

Церковь построена из гранита в форме базилики, с проходами по обеим сторонам просторного центрального нефа, с апсидой и притвором. Стены и колонны, кровля и надписи сохранились со времён Юстиниана. В XVIII веке под древней кровлей был сделан потолок. Самые ранние из икон, находящихся в церкви, были написаны ещё в VI веке. Пол, внутреннее убранство и иконостас относятся к XVII — XVIII векам.

Деревянным входным дверям в церковь 1400 лет. Над ними — надпись по-гречески: «Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Псалтырь, 117:20).

Двери искусно украшены резьбой, выполненной византийскими мастерами, использовавшими ливанский кедр. Они состоят из четырёх частей, с рельефами животных, птиц, цветов и листьев. Двери притвора сделаны крестоносцами в XI веке.

Вдоль базилики установлены двенадцать колонн — по числу месяцев в году. Над каждой — византийская икона со святыми, поминаемыми в определенный месяц. Монолитные колонны сделаны из гранита и отштукатурены. Капители выполнены в необычном стиле. На них — кресты, флаги, кисти винограда, ягнята — традиционный символ Господа Иисуса Христа — и другие христианские символы.

Вдоль каждого из боковых проходов находятся по три часовни, а за ними — часовня Неопалимой Купины.

Мозаика Преображения

Апсида церкви украшена великолепной мозаикой, изображающей Преображение Иисуса Христа. Это самая ранняя и одна из лучших мозаик православной церкви, полностью дошедшая до наших дней. Её художественный стиль близок к итальянской школе того периода, особенно к мозаикам в церкви cв. Виталия и в Софийском соборе в Константинополе.

Тема мозаики Преображения почерпнута из Евангелия от Матфея, 17:2. В центре её — Иисус, по бокам — Моисей и Илия, у ног Иисуса — его ученики Петр, Иаков и Иоанн.

Утром солнечный свет проникает в церковь через восточные окна, напоминая нам, что «просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» (Матфей, 17:2). По краям апсиды — мозаичные изображения двенадцати апостолов, двенадцати пророков, Лонгинуса, настоятеля монастыря в период создания мозаики, и диакона Иоанна (возможно, Иоанна Лествичника).

Часовня Неопалимой купины

«В начале долины было много келий отшельников, и ещё церковь с кустом. Куст растет до сих пор и даёт отростки. Это куст, о котором я уже рассказывала, из которого Бог в пламени огня обратился к Моисею. Там, где перед церковью растет куст, разбит очень приятный сад».

Такое описание этого места дала паломница из Испании по имени Этерия, посетившая его в конце IV века. Примерно также выглядит оно и сейчас. Часовня Неопалимой Купины находится за алтарём главной церкви. Паломники входят в это самое святое место монастыря без обуви, помня заповедь Бога, данную им Моисею: «сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход, 3:5). Часовня посвящена Благовещенью Девы Марии, и некоторые висящие в ней иконы написаны на ту же тему. На других иконах — изображение Богоматери с Иисусом Христом на руках, сидящей в центре Неопалимой купины.

Святой алтарь часовни расположен не как обычно — над святыми мощами мучеников, а над корнями Неопалимой купины. В апсиде часовни — мозаичное изображение креста, относящееся к X веку. Каждую субботу в часовне служат божественную литургию.

Куст буйно растет в нескольких метрах от часовни. Он был пересажен для того, чтобы можно было построить святой алтарь над его корнями. Это единственный куст такого рода на всём Синайском полуострове, причём ни одна попытка высадить его отросток в другом месте успеха не имела (исключение составляет Русский Горненский монастырь в Иерусалиме, где куст прижился).

Старая трапезная

Старая трапезная — одно из наиболее интересных сооружений монастыря. Она четырёхугольная с полукруглым потолком в готическом стиле. Арки украшены символами и надписями крестоносцев. На восточной стене трапезной изображено явление Господа пророку Аврааму в виде трёх ангелов (Бытие, 18:1-2), являющихся символом Святой Троицы, а выше — второе пришествие Христа в судный день. Роспись выполнена в 1573 году.

Центр трапезной занимает длинный стол, привезенный с острова Корфу в XVIII веке. Он украшен резьбой в виде ангелов и цветов в стиле рококо. В прежние времена здесь принимали пищу, и архиепископ сидел во главе стола.

Колокольня

Колокольня построена в 1871 году монахом по имени Григориус. В ней девять колоколов различного размера -дар российских царей, а также деревянный колокол (талантон), использовавшийся до появления металлических колоколов. Ныне перед обычными службами используют талантон, а колокола — в праздничные дни и перед божественной литургией.

Галерея икон

В галерее находятся 150 из 2000 икон, составляющих уникальную коллекцию монастыря. Они имеют исключительную духовную, художественную и историческую ценность. Двенадцать самых редких и самых старых икон написаны ещё в VI веке восковыми красками. Часть коллекции относится к раннему византийскому периоду (VI-Х века). Эти иконы выполнены греческими, грузинскими, сирийскими и коптскими (египетскими) мастерами. В коллекции широко представлены иконы XI-XV веков. Работ западноевропейского письма мало. Одна из них, написанная в готическом стиле в 1387 году испанская икона с изображением св. Екатерины, вывешена в церкви.

Библиотека

По числу и ценности рукописей библиотека монастыря уступает только Ватикану. Из 3000 рукописей две трети написаны по-гречески. Остальные — на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках. Большинство рукописей — на религиозную тему. Но в коллекции есть также исторические документы с золотыми или свинцовыми печатями императоров, патриархов, епископов и турецких султанов.

Ныне самый ценный манускрипт библиотеки — так называемый «Сирийский кодекс» V века с копией VII или VIII веков. Прежде же в библиотеке находился также «Синайский кодекс», ещё более ценный греческий манускрипт IV века с текстом Библии. В 1865 году немецкий учёный Тишендорф от имени российского царя взял его на время для изучения. «Синайский кодекс» был доставлен в Петербург и так и не вернулся. В 1933 году Британский музей в Лондоне купил его у Советского Союза за огромную сумму 100 тысяч фунтов стерлингов. Ныне самое старое Евангелие библиотеки, написанное по-гречески, относится к 717 году. Это подарок византийского императора Феодосия 3-го.

Кроме ценных манускриптов, в библиотеке собраны также 5000 книг. Некоторые из них относятся к первым десятилетиям книгопечатания.

Сад и склеп

Монастырский сад, треугольником врезающийся в пустыню — настоящий оазис среди гранитных скал и безжизненного пейзажа. Он заботливо взращен монахами, которые неутомимо привозили почву издалека. Они также соорудили цистерну для сбора дождевой воды и воды, образующейся от таяния снега в горах. Физический труд всегда был существенной частью жизни православных монахов. В саду растут оливковые и абрикосовые деревья, сливы и вишни.

Там также выращивают овощи. Внутри сада расположено монастырское кладбище, примыкающее к склепу - хранилищу костей монахов, скончавшихся в монастыре на протяжении многих веков. Покойников сначала хоронят на маленьком кладбище, затем их кости вынимают и помещают в склепе. Останки архиепископов хранятся в специальных нишах. Этот странный обычай происходит в первую очередь от того, что в этом, как и в других монастырях, расположенных в пустыне, трудно выдалбливать могилы в каменном грунте. Но он также имеет духовный смысл — постоянно напоминать монахам о бренности бытия.

В склепе находится скелет отшельника Стефаноса, жившего в VI веке, в чёрных монашеских одеждах и с белым крестом на головном уборе.

Гора Св. Екатерины

К востоку от монастыря находится холм с часовней на вершине. Монахи называют его холмом Иофора. Согласно христианской традиции, там жил Иофор и семь его дочерей (Исход, 2:15-22). С вершины этого холма можно увидеть две знаменитые горы — Св. Екатерины и Моисея.

Гора Св. Екатерины — самая высокая на Синае, высотой 2642 метра над уровнем моря. От монастыря можно подняться на неё пешком за пять часов. Подъём не слишком утомительный благодаря тропе, проложенной одним из монахов по имени Моисей. Можно также воспользоваться верблюдом, лошадью или ишаком.

На вершине горы находится часовня, посвященная Св. Екатерине. Согласно преданию, её святые останки были найдены там и перенесены затем в монастырь. Рядом с часовней две комнаты для паломников, желающих переночевать на горе.

С вершины горы открывается удивительный вид на Акабский залив и Красное Море с их островами.

Читайте также:

Призраки замка Крак де Шевалье

Копты - христиане Египта

Восток готовится встретить Христа?

Паломничество в велосипедном седле. Проект «Храмы Руси». Репортаж