Социум

"Яблоко" и "Родина" расписались в политической импотенции

Пока старшие товарищи из "Родины" и "Яблоко" до хрипоты в голосе спорят о политических проблемах и разногласиях, партийная молодёжь давно уже нашла общий язык друг с другом. Правда, как признались лидеры молодёжных движений партий, за прошедший год им так и не удалось прийти к взаимоудовлетворению. «Нас пугают, что этот год станет годом реакции. Мы же намерены сделать его годом политической эрекции молодежной оппозиции», - заявил руководитель движения "Обороны" и член партии "Яблоко" Илья Яшин в ходе проведения презентации своей книги "Уличный протест".

Утверждение о том, что реакция вредит эрекции, пусть и политической, крайне спорно. Ведь опыт мировой политической борьбы свидетельствует как раз об обратном: именно повышение тоталитарного стиля управления вызывало подъём оппозиционного движения. Впрочем, опыт российской современной оппозиции отличается от мирового тем же, чем отличается поведение любовных пар любящих друг друга и лишь имитирующих оргазм. В нашем случае, отсутствие эрекции у молодёжи, не помешало ей заявлять о достигнутых победах над "кровавым режимом" (читай - оргазме) и плодотворно заниматься эпистолярным жанром, излагая собственные рецепты, необходимые для победы демократии, больше напоминающие преждевременную эякуляцию.

Смех смехом, на за всеми многозначительными рассуждениями о массовом уличном протесте, грядущей революции и роли молодёжи в освободительном процессе стоят отнюдь не мальчики с улицы, проникшиеся идеями патриотизма и демократии. Карандашом, конспектирующим процесс семяизвержение мыслей, водят совсем не шаловливые ручки младореволюционеров, а уверенные в себе руки опытных политтехнологов, специализирующихся на производстве "цветных" революций в странах Восточной Европы.

Такие утверждения не новы, но представители оппозиционных партий однозначно заявляют о том, что все разговоры о финансировании оппозиционных партий России и стран ближнего зарубежья инспирированы действующей властью с целью их дискредитации. К этим заявлениям можно было даже отнестись с некоторой долей доверия, если бы дело ограничивалось только заявленими противоборствующих сторон. Однако мало кто обратил внимание на перевод статьи из французского журнал "Le Nouvel Observateur", опубликованной в России ещё летом прошлого года. Венсан Жовер в своём материале "Творцы революций или Проамериканские Че Гевара" однозначно говорит, что так называемые "стихийные" революции и "волны народных восстаний", произошли не случайно.

По мнению журналиста, гнев народных масс был самым настоящим, настоящей была и фальсификация на выборах. "Но, вне сомнения, - пишет автор, - этим движениям не удалось бы так быстро и без насилия свергнуть посткоммунистических автократов, без "ноу-хау" нескольких экспертов, которые задумали и "обкатывали" настоящую "инструкцию по применению революций. Вот уже пять лет, они "экспортируют"революцию в Восточную Европу и в Центральную Азию. Они приложили руку к падению Шеварднадзе в Грузии, Кучмы на Украине и затем Акаева в Киргизстане. Сегодня они стремятся к свержению коррумпированных и авторитарных руководителей в Минске, Алма-Ате и Баку. Общим языком для них стал английский, и обычно это прекрасный английский. Чаще всего они работают в западных институтах и организациях, в основном американских. Их можно назвать "международными демократическими бригадами", их деятельность курирует Вашингтон. К тому же некоторые из них были посвящены в сан "чемпионов свободы" лично Джорджем Бушем", - говорится в статье.

"Коммивояжёры революции" щедро поделились с французским журналистом секретам своего мастерства, объяснив некоторые определяющие принципы своих побед. Все революции начинаются с воздействия на молодёжь. "Молодые — энтузиасты, они смелы, и власть мало может воздействовать на них: у них нет ни детей, ни работы, ни богатства, им нечем дорожить., - рассказывает серб Срджу Попович. - Каждый раз, когда режим принимается за безоружную молодежь, избивает молодых и бросает их в тюрьмы, он поворачивается спиной к их отцам, дедам, дядям и тетям, друзьям. В России эту тактику на полную катушку эксплуатирует НБП, единствне столько за убеждения, сколько вследствие тщательно организованных провокаций.

Другие молодёжные структуры также не чураются использовать любой факт задержания правоохранительными органами членов их организаций, как факт давления власти. Этот же факт является своеобразным пропуском в оппозиционный лагерь. Таким нехитрым приёмом воспользовался руководитель молодёжной "Родины" Сергей Шаргунов, которого всерьёз подозревают в организации псевдонападения на национал-большевиков, а также ряда других заявлений о совершавшихся уже на них нападений, после чего младородинцы получили возможность заявлять о себе, как о жертве репрессий.

Есть и ещё одна хитрость, имеющая потрясающий резонанс. Она заключается в том, что на акциях в первых рядах ставят девушек, облачённых в светлую одежду. В результате, при малейшем столкновении с милицией первый удар приходится на них и журналисты получают прекрасные кадры насилия над безоружными манифестантами. Особую любовь к этому приёму исповедуют Илья Яшин. Например, прошлым летом им были отправлены две девушки в лагерь идеологических врагов "Обороны" движение "Наши". Перед девушкм была поставлена однозначная задача - нарваться на конфликт. Провокация прошла, правда не совсем гладко: вместо ожидаемых избиений "партизанок" просто отправили восвояси.

Не является большим секретом и тактика ведения предвыборной борьбы. В течение всей кампании проводится мысль о неизбежной фальсификации выборов. Затем, в день выборов распространяются заранее заготовленные доказательства фальсификации, вызывающие возмущение людей, которых призывают выйти на улицы. Так произошло на Украине, так могло бы произойти и в России, но... предварительная кампания была блестяще проведена и молодёжным "Яблоком" с "Обороной", и молодёжной "Родиной".

Лидеры этих организаций Илья Яшин и Сергей Шаргунов за три месяца до выборов заявили о том, их результаты будут фальсифицированы и предрекли массовый выход тысяч людей на улицы в знак протеста. "Это будет не Майдан, возможно это будет Манеж", - говорил тогда С. Шаргунов. Получилось всё, кроме конечного результата. Москвичи не испытвали ни малейшего поднимать восстание неизвестно из-за кого. Вернее, они как раз знали, ради кого не следует выходить на улицу. В результате, между несостовяшимися буревестниками революции произошёл следующий диалог, описывемый Шаргуновым в одной из своих статей: "Действительно, Илья первым призвал устроить Майдан в ночь с 4-го на 5-е после "неправедных выборов" в Мосгордуму, а я всего-то красочно развил эту затею, предложив "не Майдан, но Манеж".

Илья обиделся, когда я подхватил его инициативу. Это ведь его находка - Майдан Яшина-ТМ. Его пиар. Его информационный повод для интервью и заявлений.

...В ночь с 4-го на 5-е я позвонил Илюхе и шутливо спросил:
- Ну че, выводите народ?
- Какой народ? Несколько десятков человек? - резонно заметил Яшин.
- Та же фигня... - подтвердил я свои возможности.

Но главным вопросом, способствующем успеху, явлются, конечно же, деньги. Тот же самый Илья Яшин на вопросы о финансировании своей организации отвечает, что помощь оказывают несколько отечественных бизнесменов. Ещё один "коммивояжёр", создатель югославского "Отпора" Александр Марич считает, что деньги можно найти только за границей. "На местах богатые предприниматели отнесутся к затее с недоверием, они не хотят портить отношения с властями. Лишь с началом революции они переметнуться в другой лагерь и будут отдавать деньги молодым революционерам пачками. А пока, нужно искать помощи извне — и, в частности, в Вашингтоне.

Ибо, по общему мнению, европейцы боязливы, медлительны и скупы — за исключением, и то только в ряде случаев, британцев, голландцев или поляков". Рассказывая о финансировании "оранжевой" революции, то обращения в США, к крупным частным фондам и общественным организациям (USAid и National Endowment for Democracy) начались еще с осени 2003 года. Словак Балаш Ярабик, помогающий украинской группе "Пора" в поисках субсидий по ту сторону Атлантики, за это и получал деньги от американской организации "Freedom House", которая не хотела в одиночку финансировать "Пору", уверен, что "революция — это рынок с высокой конкуренцией. Лидеры демократических групп должны отправляться в Вашингтон, чтобы лучше "продать себя" фондам, дающим капитал".

Впрочем, финансовую помощь отечественной оппозиции оказывают не только западные фонды, но и соотечественники, живущие за границей. Главным донором ранее считался Борис Березовский, но сейчас пальму первенства у него перехватывает один из совладельцев ЮКОСа скрывающийся от российского правосудия в Израиле Леонид Невзлин, оказывающий помощь "Обороне" (что интересно, в обход "Яблока") и другим участникам политического процесса. В частности, не без его участия прошла недавняя избирательная компания писателя-сатирика Виктора Шендеровича.

Подводя итоги можно сказать, что при внейшней эффективности экспортируемой модели революции, эта модель несколько однообразна. Например эмблема российской "Обороны" является точной копией югославского "Отпора" и грузинской "Кмары". То же самое касается листовок и других печатных материалов. Возвращаясь к началу, к презентации небольшой брошюрки "Уличный протест", авторство которой приписывет себе Илья Яшин, текст буклета очень сильно напоминает книгу Джина Шарпа "От демократии к диктатуре", своеобразного пособия по ненасильственной политической борьбе, выходившее и использовавшееся на Украине, в Сербии и других странах.

Основываясь на материалах этой книги, а также, скорее всего и других пособий, лидер "Обороны" постарался стать теоретиком и практиком массового протеста в России. В лидеры протестного электората рвутся и другие руководители немногочисленных молодёжных движений в России: Сергей Шаргунов, Роман Доброхотов, Сергей Удальцов и ряд других. Но пока их усилия тщетны и боюсь, что о возможности настоящей "цветной" революции можно говорить только после того, как освободятся от работы в Восточной Европе и обратят своё внимание на Россию признанные мастера этого жанра.