Социум

Иногда они возвращаются...

С того самого момента, как харизматичный лидер "Обороны" Илья Яшин заявил о своём выходе из организации, - одним молодёжным движением в России на время стало меньше. На время, потому что в ближайшем будущем на небосклоне молодёжных политических организаций заблестит ещё одна звезда.

Решение выйти из рядов «Обороны» Илье Яшину далось не просто. Практически весь прошлый год прошёл для него под знаком «Обороны», в которую он вложил сил едва ли не больше всех остальных вместе взятых. Можно долго спорить о том, каким лидером был Илья Яшин: хорошим или плохим, склочным или откровенным, скандальным или знающим себе цену - но при всём при этом он оставался единственным человеком в «Обороне», чьё лидерство признавали все. Но не все были этим довольны.

Причин для раскола было несколько. Во-первых, не все были довольны лично Яшиным. Миниатюрный, с вечно блуждающей на лице ехидненькой улыбочкой, выпирающим остреньким носиком, он по всем параметрам не подходил на роль трибуна, призывающего к революции. Но он призывал, и ему почему-то верили. Во-вторых (и в главных), в организации давно уже назрел конфликт интересов.

Ни для кого не секрет, что одной из причин, по которым долго не могли прийти к соглашению о сотрудничестве СПС и «Яблоко», стало наличие в рядах СПС лоббистов интересов экс-юкосовского олигарха Леонида Невзлина. Руководство партии, также не испытывающее желания связываться с израильским беглецом, постепенно избавлялось от наиболее одиозных его сторонников. Сначала из партии под благовидным предлогом был исключён активист московской организации Сергей Жаворонков, а вслед за ним последовал и член Политсовета Иван Стариков. Оставшиеся, в том числе и «оборонцы» Юлия Малышева и Олег Козловский, не представляли сильной угрозы. Но с другой стороны, пользы от них также было немного.

За последний год либеральные партии делали всё возможное, лишь бы показаться более радикальными, чем они есть. Например, «Яблоко» в течение всего прошлого года прикармливало НБП, что в результате привело к формированию внутри партии двух группировок. Одну составляли «старые «яблочники», не допускающие даже намёка на связь с профашистскими структурами. Другую – молодое поколение партийцев, считающих, что цель оправдывает средства. К последним относились и председатель московского регионального отделения «Яблока» Сергей Митрохин, и «младояблочник» Илья Яшин.

С приходом на пост руководителя СПС пермяка Никиты Белых партия также стала проводить политику радикализации. Никита Юрьевич легко находил язык с молодой политической порослью, особенно по части акций прямого действия. Даже на Форуме в Перми, куда лидер СПС вывез молодых политиков и журналистов за свой счёт, он хоть и без удовольствия, но всё же снисходительно отнёсся к несдержанности молодёжи в области потребления алкогольных напитков. Проникся он симпатией и к Илье Яшину, чья «Оборона» в последнее время упоминалась едва ли не чаще, чем СПС. Но была лишь одна проблема, которую было необходимо решить, – в «Обороне» назрел бунт, мешающий дальнейшему развитию организации.

Чересчур активная политика противодействия Яшину со стороны эспээсовцев - Олега Козловского и Юлии Малышевой - поставила «Оборону» перед перспективой перманентного конфликта. Из этого положения было два выхода – либо Яшин применяет силу и уничтожает бунтующее крыло, либо уходит сам.

Первоначально Илья склонялся к первому варианту. «Часто говорят, что политика — силовое искусство, что решения надо уметь продавливать. И действительно, очень велико искушение поотрывать головы политическим оппонентам внутри организации. И сил, и опыта у меня и моих единомышленников для этого вполне хватит», - пишет Яшин в своей статье в «Новой газете». Но совсем уж ссориться со своими ближайшими союзниками из СПС ему не хотелось. Поэтому он обратился к своему коллеге, пресс-секретарю СПС Денису Терехову.

Проблема заключалась в том, что в случае поступления заказа «Обороне» на проведение акции оппозиционное крыло, чётко понимающее кто и для чего эту акцию заказал, может просто её сорвать. С другой стороны, ссориться с СПС, устраняя из «Обороны» бунтарей, тоже не хотелось. В итоге пятничная встреча так называемого Ордена «белых корабликов» в ресторане TGI Friday’s закончилась тем, что, как рассказывают свидетели посиделок, Терехов посоветовал Яшину пойти на компромисс: тот с шумом выходит из «Обороны», в которой остаются представители СПС. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы. «Оборона» спокойно существует как тихий клуб молодых оппозиционеров, а Яшин получает заказ на создание нового молодёжного движения.

Как-то так получилось, что в жизни Ильи большое значение играет снег. Год назад его окунули головой в сугроб ребята из движения "Наши". Немного погорячились, конечно, но окунули за дело - надо было приходить на съезд «Наших» честно, как есть, а не пытаться партизанить. Но этот сугроб предопределил его дальнейшую судьбу как минимум на ближайший год, связав его с "Нашими". А два года назад Илья чуть не замёрз в сугробе. Как он сам рассказывал, после того как "Яблоко" с треском провалилось на выборах в Госдуму в 2003 году, он думал, что это конец. Пребывая в состоянии аффекта он просто поехал в никуда - покататься по России. Вышел где-то посреди поля и пошёл в деревню пешком. Не рассчитал расстояния и стал замерзать. На его счастья мимо на санях проезжал какой-то дед, который подобрал и отогрел его. И Илья вернулся домой.

Вот и сейчас, когда его очередной раз попытались окунуть головой в сугроб, он просто ловко уклонился от катящегося кома. «Оставив эмоции, приходится признать, что смысла в большой драке - стенка на стенку - нет. Уничтожать друг друга бессмысленно, у нас разные дороги, и, похоже, настало время мирно разойтись. Кто прав — рассудит время», - подвёл итог своим рассуждениям Илья Яшин. Иногда в жизни приходится кем-то и чем-то жертвовать, даже если этот кто-то твой друг, а что-то – дело, в которое вложено много труда. Возможно, он понял, что на его век придётся ещё не одна «Оборона», так что не стоит тратить время на латание дырок, а идти вперёд.

P.S. Как стало известно только что, "Обороне" недолго остаётся бродяжничать. По словам Анастасии Каримовой, избранной в Координационный совет обновлённой "Обороны", живое участие к судьбе организации проявила Марина Литвинович, пообещавшая помочь с помещением и деньгами.