Социум

Молодёжь и экстремизм: на перепутье эпох

С середины 80-х российская молодёжь, как метко заметил бывший «взглядовец» и «музобозовец», а ныне один из лидеров «Молодой Гвардии» «Единой России» Иван Демидов, забытая на обочине совершенно всех жизненных процессов, оказалась предоставлена сама себе. Единственный, кто тогда обратил внимание на праздно шатающееся младое поколение, были бандиты, не привыкшие разбрасываться ценным материалом. И мы получили молодёжные преступные группировки, занявшиеся переделом сфер влияния.

А потом Россию окончательно накрыла волна демократии, обрушив на головы молодёжи весь поток западного ширпотреба, щедро одарив неокрепшие умы идеями веселого времяпрепровождения «под кайфом». И тут же появилась проблема наркомании, до сих бьющая по голове общество. Не осталась без своего куска пирога и социально-активная часть молодёжи, рвущаяся строить новую политику нового государства. Рост политических партий спровоцировал и рост политизированных молодёжных движений, что привело к тому, что сегодня называется политическим экстремизмом.

«Я – профессиональный революционер до победы. Что будет дальше - посмотрим», - это жизненное кредо 18-летнего члена Национал-большевистской партии Григория Тишина, прекрасно умеющего организовывать акции протеста, вести подпольную революционную работу, шататься по городам и весям раздавая листовки, скрываться от милиции. Больше в его жизни ничего нет. Точно так же, как у многих из тех, кто окунулся в романтику революционных подвалов, выбрав для себя объектам поклонения Че Гевару и других участников революционных процессов в странах Латинской Америки. «В советское время я бывал среди партизан Мозамбика, популярность которых среди советской молодёжи была огромная, - делился воспоминаниями с участниками круглого стола «Молодёжь и общество: риски XXI века» заместитель председателя Московского комитета образования Юрий Горячев. – Можно спорить о том, кто был прав, но молодёжь не относилась безразлична к проблемам свободы, которые её волновали». «Но я знаю, как приходили к власти нацисты, - продолжал он. - Тогда, в 20-е годы, германская молодёжь тоже маршировала по стране, говоря о великой Германии.

Потом были выборы, в результате которых к власти пришёл Гитлер, и большинство его избирателей были как раз из этих молодых людей». Но можно вспомнить и то, как впоследствии Гитлер расправился со своими соратниками, на плечах которых он пришёл к власти. Торжество принципа «революции делают гении, а её плодами пользуются подонки» можно наблюдать сейчас и в России. По мнению Ивана Демидова, демократические процессы конца 80-х - начала 90-х годов, закрученные новым поколением, были приватизированы совершенно другими людьми, повернувшие развитие страны в другую сторону. Та же судьба может постигнуть и ряд современных молодёжных групп, деятельностью которых умело манипулируют люди, преследующие далеко не те цели, о которых мечтают подростки. В итоге большинство молодёжных политизированных движений, превратилотсь в своеобразные орудия убийства, главной целью которых стало разрушение.

«Авангард красной молодёжи», Национал-большевистская партия, «Оборона», Аум Синрекё, Церковь сайентологии… до сих пор никто не ставил знак равенства между этими, на первый взгляд, разными структурами. Но задумаемся. Деятельность японской религиозной организации привела к газовым атакам в метро, в результате которых погибли десятки людей. АКМ и НБП уже который год вступают в намеренный конфликт с силовыми органами, в результате чего за решёткой оказываются молодые люди, для которых все значимые жизненные ценности были заменены на любовь к партии и своему вождю, ради которого они готовы пожертвовать жизнью и свободой. Тоталитарные религиозные секты просто порабощают людей, лишая их права на выбор. И этот список можно продолжать долго.

Сейчас нельзя назвать фашистами только тех, у кого в символике присутствует стилизованная свастика, кто в качестве учебного пособия изучает труды лидеров фашистского режима в Германии и Италии, как, например, РНЕ и НБП. Современный фашизм – гораздо изощрённее. Он не заключён в тесные рамки призывов типа «Россия всё, остальное ничто», выставляя на первый план лозунг о правах и свободах.

Тоталитарные религиозные секты постепенно приобретают цивилизованный вид. Вычислить современного сектанта в толпе крайне сложно: это опрятные, вежливые молодые люди, говорящие о необходимости просвещения и т.п.. «Всё это можно получить у нас», - говорят они и приглашают на собрание, после которого у вновь пришедшего кардинально меняется сознание: теперь его мир – это его братья по церкви, его цель – нести благосостояние своему гуру. С недавних пор в России тоталитарные секты стали выходить на новый уровень, активно внедряясь в политическую жизнь. «У нас в стране ситуация ещё более-менее, - считает вице-президент Центра религиоведческих исследований, диакон Михаил Плотников. - В то время как на Украине под влиянием тоталитарных сект находятся депутаты парламента. Организуя всевозможные общественные, социально значимые проекты, эти люди стремятся оказаться ближе к власти, получая таким образом доступ к государственному бюджету».

Вовлекая молодёжь в политическую жизнь, и политические и другие молодёжные структуры ограничивают мировоззрение человека. «Демократии – да, свободе - да, сейчас или никогда», «Завершим реформы так – Сталин, Берия, Гулаг», «Буржуев на нары, рабочих на Канары» - это лишь маленькая толика из тех лозунгов, которые прочно застревают в сознании молодых ребят. Внешне эти словосочетания кажутся где-то даже игривыми, но фактически они не оставляют людям выбора: либо ты уничтожишь врага, на которого тебе укажут, либо он уничтожит тебя. Только борьба, только вперёд, на баррикады, на майдан, на манеж, на перекрытие дорог, на столкновения с ОМОНом – больше в этой жизни тебя ничего не должно волновать. Семья, в понимании левых радикалов, - это пережиток тоталитаризма. Сексуальная свобода и промискуитет - вот гарантия демографической стабильности. Кричащие «да, смерть» - это совесть нации, остальные овощи, материал, которым можно жертвовать ради революции.

Всё это вкупе приводит к расслоению общества, росту национализма, поскольку люди идентифицируют себя не по степени начитанности, культуры и т.д., а по другим, более простым вещам: язык, цвет кожи… Идёт «дискредитация нравственных ориентиров, манипулирование человеческим сознанием, что вызывает не просто дезориентацию молодых людей, но приводит к задержке их личностного развития, отклонениям в поведении, агрессивности, существенным сдвигам в межличностных и межгрупповых отношениях», говорится в документе, посвящённом круглому столу «Молодежь и общество: риски XXI века», собравшего как представителей органов власти, так и социальных работников, педагогов, психологов. Ведь от того, насколько им удастся оградить психику подростка от влияния деструктивных идей, зависит будущее страны, будущее России.