Социум

У всемирной сети появится новый хозяин?

Похоже, Запад готов подарить миру очередной парадокс: чем сильнее стремление Европы к единству и чем больше отдельных ее представителей поглощает мысль о “коллективизации”, тем несравнимо больше в последнее время у развитых стран появляется разногласий и недомолвок. При этом не последнюю роль в этом сложном дуалистическом процессе играет Америка, которая старается сохранить свое монопольное право на все, до чего дотянутся руки. В свете запланированной на ноябрь Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (World Summit on the Information Society) обнажаются давние склоки и недовольство ряда зарубежных государств, претендующих на лидирующее место в Интернет-бизнесе. Или, по крайней мере, ратующих за то, чтобы все было по уму и по чести.

Между тем…

Самым серьезным провалом западных титанов по праву считается неудача с общей конституцией, поставившая под сомнение саму целесообразность дальнейших шагов по объединению Европы. Особенно очевидно это стало после того, как ряд правительств во главе с Италией высказались за то, чтобы повернуть оглобли вспять и обратиться в старую веру, т.е. к старой национальной валюте. Скандал получился захватывающий и, безусловно, произвел определенный эффект.

А еще раньше, припоминается, существовал амбициозный проект по созданию европейского самолета “Еврофайтер”. В результате получили тоже не совсем то, что ожидали. По мнению экспертов, конечный продукт явно не дотягивает до заявленного пятого поколения истребителей, а прототипом явился все тот же американский Ф-16. Дальнейшая проблема заключалась в том, что на выходе продукт оказался нужен уже далеко не всем – общее одеяло в очередной раз пошло по шву.

Из череды последних событий можно было бы выделить, пожалуй, совместное обсуждение главами европейских государств вопросов по оказанию помощи африканским странам. Примечательно, что большое рвение в этой благотворительной акции проявила Англия в лице своего премьер-министра. При этом в Шотландии странам-участницам саммита “большой восьмерки” удалось, наконец, продемонстрировать пусть вялое, но все же единство. В связи со всей эйфорией вокруг “африканского вопроса” – не стоит забывать о серии концертов Live 8 – на мгновение могло показаться, что объединилась не только Европа, но весь белый свет. Однако террористы вернули всех без исключения на землю.

Интернет форева

"Мы что, бл.., в двадцать первый век на ста мегагерцах въехать хотим?"
В. Пелевин

И вот теперь затронута новая сфера интересов - настала очередь определиться, кто есть кто в Интернет-среде. Виртуальное пространство, как известно, представляет собой нечто еще более общее и трудно поддающееся какому бы то ни было учету, но в Европе, видимо, привыкли иметь дело с квази-реальностью, поэтому новый (с долей условности) фронт не пугает. К тому же на нем слишком долго не было перемен.

Поводом к очередному выяснению отношений послужила нерешительность специальной комиссии ООН относительно того, каким образом должно происходить регулирование Интернет-среды, т.е. по сути, ставится вопрос о будущем всемирной сети. И здесь все, с одной стороны, просто и понятно: музыку будет заказывать тот, кому достанется “золотой ключик”.

Дело в том, что до последнего момента многие зарубежные страны мирились с тем, что у руля находится т.н. Icann (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers), которая ответственна за распределение доменов и IP-адресацию в Интернете. Однако недовольство нарастает: Icann является частной структурой, и некоторые решения идут вразрез с принципами общего руководства. К тому же организацию уличили в подыгрывании американским интересам, благодаря чему Европу в очередной раз передернуло.

Для справки
Icann – это некоммерческая корпорация, располагающаяся в Калифорнии, в которую входят члены т.н. Интернет-общества. Она была создана в сентябре 1998 года для решения ряда задач, так или иначе имеющих отношение ко всемирной сети, которые ранее выполнялись по поручению правительства США другими организациями.
Интернет-сообщество, в свою очередь, - это международная организация, которая занимается вопросами пользования Интернетом и доступа ко всемирной сети.

ООН уже сделала первый шаг к компромиссному решению проблемы и предложила четыре варианта: создать полнофункциональный орган в иерархии ООН, замещающего неугодный Icann; предоставить возможность проведения референдумов по обсуждению вопросов Интернета; создать независимую от ООН организацию по проблемам Интернета – преемницу Icann; наконец, создать три взаимосвязанных органа в рамках одного пректа. Однако Америка уже заявила, что ее вполне устраивает настоящее положение дел, искренне не заметив удивления европейских стран.

Дело в том, что доступ к Интернету имеет в современном информационном обществе стратегическое значение, и тот, у кого в руках окажется основное звено этой цепи, окажется в абсолютном выигрышном положении.

Между тем очевидно, что предложения ООН – сложно было ожидать чего-то оригинального – могут привести к противоположному результату. Все может закончиться очень быстро разделом имущества и делением на феодальные организации по территориальному принципу, что только усложнит ситуацию и приведет к непредсказуемым последствиям. В лучшем случае, к бюрократической демократии.

Таким образом, пока Европу раздирают внутренние противоречия и она перетасовывает карты с Америкой, на поле в скором времени может появиться новый игрок. Например, Китай, который недавно поддержал инициативу Англии и США - Лондонский план по сотрудничеству в вопросах противодействия распространению электронного мусора (London Action Plan on Spam Enforcement Collaboration). Однако возможен и другой сценарий – монстр Icann достигнет собственного могущества – ее руководство уже пытается создать почву для выхода из-под контроля, прежде всего, властей США.

Так или иначе, но все точки будут расставляться осенью этого года, когда на второй Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества объединенная Европа в очередной раз будет держать экзамен.