Социум

Победила солидарность - армейский беспредел не знает границ

При просмотре новостных лент как российских, так и западных СМИ за последние полторы недели, может сложиться впечатление, будто на армейские легионы различных стран нашла чума. Военные ведомства пересчитывают покалеченных и погибших и в один голос говорят о серьезных проблемах и, прежде всего, неуставных отношениях в казармах.

Началось все, как водится, с России. В Главной военной прокуратуре сообщили, что за прошлую неделю в результате различного рода преступлений, правонарушений и несчастных случаев погибли 46 военнослужащих. При этом восемь человек покончили жизнь самоубийством; двое других собирались сделать то же. Однако стоит, видимо, возрадоваться, что шокирующий скандал, как это сейчас принято квалифицировать, когда в Саратове два месяца назад были обнаружены трупы сразу четырех срочников, остался пока непревзойденным.

Если же обратиться к недалекому прошлому, то, по словам главного военного прокурора, в списках “мертвых душ” Вооруженных сил РФ за прошлый год числятся 246 человек, покончивших с собой.

Стоит ли говорить, что подобные неутешительные сводки никак не способствуют укреплению доверия к армии среди населения.

Тем не менее, в начале этой недели судьба смилостивилась над Сергеем Ивановым, и пальма первенства неожиданно перешла к Юн Гван Уну – коллеге из Южной Кореи. Впрочем, само правительство страны, казалось, было обескуражено не меньше остальных. Тем более что инцидент произошел, по некоторым оценкам, на одном из наиболее опасных участков границы с КНДР.

Напомним, что в воскресенье один из солдат, находясь на боевом посту, открыл огонь по спавшим сослуживцам. В результате восемь человек погибли. Как выяснилось, поводом к расстрелу явились все те же неуставные отношения – сложно поверить, что банальное оскорбление привело к такому результату.

За произошедшее (не в пример России) Министр обороны страны может поплатиться погонами и карьерой. Руководящая власть серьезно задумалась о боевом духе и здоровье военнослужащих – страна не знала подобных вспышек, начиная с 2000 года.

Наконец, на днях в деле немецких военнослужащих, сеявших насилие и практиковавших дедовщину на тренировочных базах Бундесвера (ранее yoki.ru сообщали о подобных проблемах в Великобритании), была поставлена точка. Или, скорее, многоточие – скандал будут помнить еще долго, учитывая, что проблема неуставных отношений пока остается неразрешимой.

В случае с Германией любопытство вызывают два факта. Во-первых, для Бундесвера вообще не характерны подобные потрясения – наверное, поэтому, в одном из немецких изданий дедовщину охарактеризовали как феномен, а в другом - "игрой в ковбоев и индейцев". Во-вторых, с самого начала скандальной истории, о которой заговорили в прошлом году, взгляды вновь были обращены к “Гуанатнамо-Бэй”, куда Джордж Буш, между прочим, зазывает нынче широкую общественность – убедиться, что с заключенными и Кораном все в порядке.

Дело в том, что американские надзиратели вдохновили не только художника из Колумбии Фернандо Ботеро (Botero), который в назидание создал серию работ, посвященную пыткам заключенных. Впечатлительные немецкие военнослужащие могли намотать на ус и заниматься рукоприкладством, глядя на своих американских коллег. Вся разница лишь в том, что объектом истязаний становились рекруты, которые только вступали в ряды Вооруженных сил.

В результате перед судом предстали 18 военнослужащих немецких ВС, участвовавших в издевательствах над более чем 160 новобранцами, используя электрошоки и другие методы, опробованные на американской военной базе в Гуантанамо.

При этом стоит учесть, что в то время как министр обороны Германии Петер Штрук заявлял, что “немецкий солдат никого не пытает” один из инструкторов тренировочной школы, находящейся в ведении оборонного ведомства, отстаивал пытки как действенный инструмент в войне против… терроризма. Эта интифада, как видно, в силу определенных особенностей все чаще становится удобным предлогом для всякого рода инициатив.