У нее разные грани. Это и поголовный Гарри Поттер в руках взрослых в метро. Это и вера в «доброго царя», который придет и все рассудит, когда люди большие и сильные ждут кого-то более сильного и решительного, не желая брать ответственность на себя. Это и просто нежелание самостоятельно принимать решения, играя в «вечного ребенка», капризного и эгоистичного.
Юнг назвал состояние людей в начале XX века «безмерно разросшимся и раздувшимся детским садом». С тех пор прошло уже около 70 лет, но ситуация в лучшую сторону так и не изменилась. Все подробности об инфантильных мужчинах читайте здесь, а сейчас речь пойдет о том, почему обычные дети вырастают, но так и не становятся по-настоящему взрослыми.
Слово «инфантильность» происходит от французского слова enfant (ребенок). В Средние века инфантом называли королевского ребенка.
Инфантильность, как считают психологи, — это результат не совсем правильного воспитания или неблагоприятных условий в период с 8 до12 лет. Именно в этом возрасте ребенок должен начать нести ответственность за себя самого и свои поступки. А с 13 до 16 лет у ребенка формируется чувство взрослости, индивидуальности, создается собственная система ценностей. В 17 лет человек впервые задумывается о своем месте под солнцем и смысле жизни.
На протяжении всей своей жизни любой человек переживает определенные переходные этапы, протекающие очень бурно и меняющие его сознание. Такие этапы происходят обычно, когда он достигает определенного возраста, и направлены на переоценку ценностей. Психологи называют их «возрастными кризисами».
У инфантильных людей подростковый кризис затягивается на всю жизнь. Инфантильность рождается незаметно: из незаконченных уроков, которые мама доделывает за ребенка глубокой ночью; из шнурков, которые быстрее завязать самому, чем дожидаться пока их завяжет ребенок; из невымытой посуды, которую проще вымыть самому, чем объяснять ребенку, почему он должен это сделать.
Чтобы побыстрее сбежать из дома и при этом обрести статус взрослого, девушки и юноши рано вступают в брак в надежде перевалить ответственность и решение взрослых проблем на супруга. Часто в супруги выбирается человек намного старше по возрасту или сверстник, но уже самостоятельный, который достаточно долгое время жил один и привык заботиться о себе сам. Часто те браки, в которые вступают два «взрослых ребенка», молниеносно рушатся из-за взаимного эгоизма и выяснения отношений, кто кому и чего должен.
Корни инфантильности кроются в страхе неудачи, а мучительное нежелание принимать решение растягивается на долгие месяцы, а иногда и годы. Инфантильные люди думают: «Зачем искать правильный выход, когда гораздо проще следовать советам и поступать так, как сказали другие? Или принять то готовенькое, которое уже предлагают заботливые люди?»
Так один мой 30-летний знакомый проработал в своей жизни всего пару недель. Дело в том, что он не в состоянии найти себе такую работу, на которой «можно было ничего не делать и прилично получать». Его отец поддерживает такое решение сына, считая, что сын не должен работать за гроши и уже 10 лет обещает своему отпрыску «крутой пост» в министерстве, где работает сам.
За многих детей родители выбирают, где им учиться, с кем дружить, на ком жениться и потом еще сами устраивают своих детей на работу «по старым связям», совсем забывая о том, что этим детям уже по 23-30, а то и больше лет.
Как отмечают психологи, люди никогда не взрослеют сразу во всем. Система «взрослых» ролей усваивается в разной последовательности, именно поэтому вполне социально зрелые люди, добивающиеся успеха в бизнесе или науке, очень часто совершенно инфантильны во всей остальной жизни. В рабочей обстановке они чувствуют себя взрослыми, а вне ее — мальчишками, зависят от чужого мнения и не могут принимать самостоятельных решений.
Многие мужчины ошибочно полагают, что, имея деньги, дорогую машину, шикарную квартиру, престижную работу и семью они уже всего достигли и стремиться больше не к чему. Многие, наоборот, начинают гонку за материальными благами, забывая о том, что «дорогие игрушки» вовсе не показатель личностного роста. Безусловно, социальные успехи и достижения, семья и карьера — это признанные обществом ступени взросления, но пока это только внешний вид - «фасад».
Меня часто поражают своей инфантильностью взрослые мужи с семьей и должностью, которые кичатся своими достижениями и чуть ли не воздвигают себя на пьедестал. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа…..» - ребята расслабьтесь, это не про вас.
Те, кто так и не научился самостоятельно принимать решения, кто привык откладывать важные решения и ждать помощи и совета со стороны, в 28–30 лет ждет кризис «перевыбора». Именно в это время многие меняют профессию, разводятся, начинают меняться и задавать себе вопрос «Ради чего я этим занимаюсь? Что мне делать теперь?».
Если эти решения приняты назло другим или судьбе-злодейке, если за ними нет серьезных размышлений и осознаний, то кризис 35 лет снова перевернет все в их жизни. Ни социальные успехи, ни финансовое благополучие не помогут решить возникшие проблемы и справиться с дискомфортом в душе.
Кто-то именно в этом возрасте впервые задает себе вопрос «Кто я? И что мне нужно для счастья?». Кто-то начинает переосмысливать всю свою жизнь и тогда лицом к лицу сталкивается с духовным кризисом: «Вот я добился того и сего — и что дальше? Для чего все это было нужно?»
Возникновение этого вопроса: «Что мне надо?» — и есть главный признак кризиса, знаменующего новый этап жизни — путь к личностной, а не только социальной зрелости.
Ведь только самостоятельно найденный смысл, только самостоятельные решения дают человеку оптимизм и право, подведя итоги своей жизни в старости, сказать: «Моя жизнь не была цепью упущенных возможностей. Я не прожил ее впустую. Моя жизнь была яркой и полной смысла. Самое время писать мемуары!»
Всю правду об инфантильных мужчинах читай здесь.
Читать эту статью на английском: Kindergarten XXI century, or the royal disease conquer the world