Социум

Студент в градусах

Если подойти к компании студентов человек из десяти и, глядя в глаза, спросить: «А возможна ли студенческая вечеринка без пива и другого алкоголя?», пять человек сразу ответят: «Нет». Трое гордо возразят пятерым, еще двое пожмут плечами. Если после этого этим же десяти предложить выпить, почти все предпочтут слабоалкогольные напитки. «Почти все» – это 85 процентов.

Вот так, вооружившись статистикой, можно сделать вывод: сегодняшний российский студент любит выпить. По этому поводу одни бьют тревогу – «нация спивается!», другие успокаивают первых – «каждый третий прадедушка сегодняшних студентов после лекций в университете предпочитал всем прочим напиткам водку. И ничего с нацией не случилось, кроме революции!» Не станем бить тревогу, не будем успокаивать, а подойдем к среднестатистическому студенту научно и выясним, что он пьет, как часто, где и зачем.

Объект исследования: российское студенчество

Среда обитания: российские вузы, общежития и прилегающие к ним территории, квартиры, кафе, бары и рестораны, ночные клубы и дискотеки, улицы, дворы, парки и скверы, загородные территории.

Что пьют студенты?

На вопрос: «To beer or not to beer?» российский студент отвечает: «Beer однозначно!» Употреблять пиво любят 68,8 процента студентов и 59,3 процента студенток. Более половины из них пьют пиво регулярно: от нескольких раз в месяц до нескольких раз в неделю. В этом вопросе студенты российские разделяют предпочтения студентов европейских. Но, оказывается, если бы у студентов была настоящая свобода в выборе алкогольных напитков, пиво заняло бы второе место в рейтинге предпочтений (34,5 процента). В мечтах студенты больше всего любят вино – 40,6 процента. Причем любят его и юноши, и девушки. На третьем месте в рейтинге предпочтений – водка, на четвертом – пиво с водкой, он же «ерш».

Где пьют студенты?

70 процентов студентов выпивают в компаниях, которые собираются у кого-нибудь дома или в общежитии. Причина проста – недостаток доступных баров и кафе. Но, несмотря на финансовые трудности, 11 процентов студентов изыскивают возможности и собираются вместе в различных питейных заведениях. Элементом национального колорита, часто шокирующего иностранных туристов, является большое количество наших граждан, в первую очередь молодежи, употребляющих алкоголь на свежем воздухе. В том числе зимой.

Как часто пьют студенты?

Согласно статистике, так или иначе потребляют спиртные напитки 77,5 процента студентов. Этот факт несколько настораживает. При этом, если не брать во внимание потребление пива, несколько раз в неделю прикладываются к бутылке 8,4 процента; 54,8 процента выпивают несколько раз в месяц, а 36,8 процента студентов можно увидеть в нетрезвом виде только несколько дней в году. Этот факт несколько успокаивает. На вопрос: «Участвовали ли вы в вечеринках без алкоголя?», почти половина (49,1 процента) ответили: «Нет». Этот факт вновь несколько настораживает.

Почему пьют студенты?

И, «на посошок», несколько цифр, которые позволяют с надеждой смотреть в светлое безалкогольное будущее! Непьющий человек вызывает уважение у 55,7 процента студенчества, а не вызывает только у 12,5 процента. Остальные затрудняются ответить на такой вопрос. Употребление даже самого дорогого алкогольного напитка не является показателем чего-либо, хотя раньше это был вопрос престижа. В этом убеждены почти 60 процентов студентов. Затруднились с ответом 23,5 процента. Надо сказать, стабильно высокий процент «затруднившихся ответить» наводит на мысль: не те ли это 8,4 процента употребляющих алкоголь ежедневно? Впрочем, цифры не сходятся: «сомневающихся» больше, чем «много пьющих».

Наш студент, употребляя алкоголь, стремится не к опьянению. В первую очередь, он жаждет общения. И лишь 27 процентов могут выпить пива или чего покрепче в гордом одиночестве. Для большинства же главное – добрая компания и хорошее настроение. Несмотря на пугающие цифры влияния «зеленого змия» на умы и сердца, этот факт обнадеживает. Вопрос «Кто идет за «Клинским» все ж не является таким насущным, как кажется.

При подготовке материала использованы статистические данные, опубликованные в проекте В. Ильина «Социология потребления» – «Провинциальные студенты как потребители»