Социум

Судный день ЮКОСа перенесен. Сколько дадут Ходорковскому?

Приговор по делу экс-руководителей ЮКОСа Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и Андрея Крайнова мог быть оглашен 27 апреля, но его перенесли на 16 мая. Впрочем, суд может и не уложиться в один день, не исключено, что «сеанс художественного чтения» продлится до лета.

Напомним, всего по «делу ЮКОСа» к настоящему времени был арестован 21 человек, персонально для Ходорковского прокурор потребовал 10 лет лишения свободы, никто из главных фигурантов дела не признал своей вины.

На всем протяжении сенсационного процесса отечественные и зарубежные политики, юристы, журналисты, предприниматели и простые смертные делились своим видением происходящего, высказывали противоречивые, зачастую полярные и неизменно эмоциональные оценки. Процесс Ходорковского стал социальным феноменом, поделившим российских политиков на две непримиримые партии – партию «Сажать» и партию «Освободить и прославить», причем в рядах симпатизантов нефтяного магната парадоксальным образом оказалась не только финансируемая олигархом ультралиберальная «Новая газета», но и радикальная лево-националистическая «Завтра»…

Не было недостатка и в прогнозах, впрочем, большинство из них сводилось к пессимистическому «да, посадят», разнобой мнений наблюдался только в видении того, какой конкретно срок светит Ходорковскому со товарищи и каким будет политическое развитие в стране после окончания судебного процесса. «Лирическую ноту» внес вчера президент Владимир Путин, чье Послание к Федеральному собранию было квалифицировано большинством экспертов как подчеркнуто либеральное. В контексте вчерашнего выступления Путина у процесса по делу бывшего руководства ЮКОСа открываются новые перспективы. Какие?

Александр Шохин, председатель координационного совета предпринимательских союзов:

– После такого послания приговор не должен быть чрезмерно строгим. Это знак, чтобы было принято сбалансированное решение, которое устроило бы и государственников, и либералов.

Леонид Невзлин, управляющий контрольным пакетом акций Group MENATEP:

– Если Путин вдруг стал либералом, то в ближайшее время и Ходорковский, и Лебедев выйдут из тюрьмы. Но при условии, что их будут судить по закону и по совести, а у Кремля не будет никаких оснований оказывать влияние на суд и прокуратуру в целях дальнейшего преследования Ходорковского и Лебедева.

Илкка Салонен, председатель правления Международного московского банка:

– Слова президента действительно весьма либеральны, но это слова. Последние 13 лет я провел в России, и меня здесь мало чем можно удивить. Решение об освобождении Ходорковского меня бы как раз удивило.

Владимир Рыжков, независимый депутат Государственной Думы, член руководства Союза правых сил:

– Речь Путина, по сути, диссидентская. Оказывается, оппозиция не имеет доступа к СМИ, лидеры фракций – к ТВ, а главное – это свобода граждан, права человека. Если бы это было так, то Ходорковского должны были торжественно ввести в зал и президент с ним должен трижды расцеловаться. Но у нас время ремейков, и сейчас период "Брежневщина-2": тогда мы боролись за мир, права человека, приняли самую демократичную конституцию, а людей сажали в политлагеря и психушки.

Глеб Павловский, политолог, президент Фонда эффективной политики:

– Ходорковского ждет суд. Ходорковский – это человек, который хотел лишить Россию суверенитета, скупая политическую систему. Ходорковский видит идеалом свободное общество, в котором деловая элита решает все. А программа Путина обращена к массовому демократическому собственнику. Это обращение к миллионам людей, которые ждут легализации частной собственности, которую у них украли олигархи.

Кто из современных авгуров, чьи мнения приведены выше, ближе к истине, мы узнаем в ближайшие дни. Пока с уверенностью можно сказать только две вещи: приговор суда, конечно же, не будет оправдательным. Ни Ходорковского, ни Лебедева не освободят из-под стражи под рукоплескания трудящихся Нефтеюганска, Астрахани, Барнаула, Самары, Томска, Воронежа и других городов, где в последнюю неделю не прекращались организованные доброжелателями подсудимых «народные гулянья» в поддержку экс-руководства нефтяного монстра.

Но процесс приговором не закончится. Адвокаты полны решимости и средств (в том числе, конечно же, материальных) продолжать бороться за свободу подсудимых во всех возможных судах, включая Страсбургский. А недавние слова Кондолизы Райс о том, что инвестиционный климат в стране будет напрямую зависеть от приговора Ходорковскому, можно толковать очень широко. В канун 60-летия Победы ссориться с Россией из-за Ходорковского никто не станет. Но 9 мая не длится вечно. И в этом главная, если не единственная, причина, по которой вынесение приговора внезапно отложено на три недели. Однако бегство от проблемы это еще не решение проблемы...