Социум

Константин Устинович Яшин

Илья Яшин попал в сказку. Яшин, если кто не знает, это вечно молодой и вечно подающий надежды российский оппозиционный политик, с лёгкой руки своего коллеги по борьбе с действующей властью Владимира Милова превратившийся в убелённого сединами, закостенелого и бесперспективного политпенсионера.

Оценивая текущее состояние российской несистемной оппозиции, исключенный из состава сопредседателей Партии народной свободы (ПАРНАС) Владимир Милов рассказал, что Бориса Ефимовича Немцова в узких оппозиционных кругах, "учитывая сопоставимый срок его пребывания в верхушке демократического движения", давно уже кличут "Леонидом Ильичём" (по аналогии с "дорогим" товарищем Брежневым). Немцов, по словам Милова, "не любит конкурентов", "не готов разговаривать на равных", а потому "Леониду Ильичу российской оппозиции гораздо удобнее какой-нибудь подносчик "снарядов"". Например, "Константин Устинович Яшин", пишет Милов, имея в виду 28-летнего члена федерального политсовета ПАРНАСа Илью Яшина.

Как не удивительно, но последняя характеристика оказалась как нельзя более точной. Вступив в 2000 году в партию "Яблоко", энергичный Яшин тут же получил статус молодого перспективного политика. С тех пор Яшин последовательно оправдывал выданный ему аванс, возглавив сначала молодёжное "Яблоко", а затем молодёжное движение "Оборона". Впрочем, как из "Яблока", так и из "Обороны" его попросили уйти, после чего Яшин решил не утомлять себя молодёжными проектами, вступив во взрослые организации. Ныне он является членом федеральных политсоветов движения "Солидарность" и незарегистрированной Партии народной свободы. Должности, как и сами организации, фейковые. Но ещё смешней то, что несмотря на формальную взрослость, Яшин продолжает тащить на себе статус "молодого и перспективного". Илья, конечно, не отказывается от интервью, но при всём при этом он остается всего лишь адъютантом при вечно молодящемся Немцове.

У известного советского драматурга Евгения Шварца есть очень поучительная сказка о потерянном времени, в которой всюду опаздывающих школьников злые волшебники превратили в старичков. Мораль той сказки проста: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. Вот и наш молодой оппозиционный политик, тратя время на что попало, сам того не ведая постарел.

Постарели и очень многие из тех молодых людей, кто является завсегдатаем оппозиционных митингов. Кто знает, быть может драки с милицией, посиделки на асфальте в центре Москвы, бесконечные рассуждения о том, что "пора валить из страны" им безумно интересны. Но вряд ли этот самый личный интерес трансформируется в общественный. Но самое грустное, что они не нужны ни "там", за рубежом (демократическая заграница уже не столь охотно принимает расплодившихся псевдооппозиционеров), ни здесь, в России. Точнее, может и были бы нужны, если бы хотели и умели приносить пользу. Но то ли не хотят, то ли не умеют. То ли всё это вместе взятое.

В сказке Шварца ребята осознали свою ошибку и успели вернуть потерянное напрасно время. У российских оппозиционеров тоже есть этот шанс. Другое дело, что не все захотят им воспользоваться. Но это уже их личное дело. Страна, к счастью, эту потерю переживет.