Психология

Почему мы хотим быть такими, как все

Некоторых людей характеризуют так: "Говорит одно, думает другое, а делает третье". На самом деле мы все ведем себя именно таким образом. Оказывается, мы склонны разделять убеждения окружающих, но при этом не слишком любим повторять их действия. Результаты исследования на эту тему опубликованы в Тhe Journal of Personality and Social Psychology.

Стратегия конформизма

Учеными была проведена серия из шести экспериментов, в ходе которых выяснилось, что если речь идет о каких-то предпочтениях, то большинство людей склонны разделять их со своим окружением. А вот действовать мы предпочитаем по-своему.

Ранее специалисты из Университета Сорбонны, Французского института исследований в области информатики и автоматики и Университета Эксетера выяснили, что большинство людей склонны скорее полагаться на мнение окружающих, чем на свое собственное.

Так, выбирая телефон или компьютер, решая, какую почитать книгу или посмотреть фильм, мы нередко сначала читаем отзывы на данный продукт, а потом уже принимаем решение о его приобретении, чтении или просмотре. Мы также можем поддержать коллективное мнение или решение, не желая выделяться из толпы.

Главное — оценки!

В свою очередь, Лев Мучник из Еврейского университета в Иерусалиме (Израиль) и его коллеги пришли к выводу, что во время веб-серфинга мы склонны слепо доверять чужим оценкам, даже если они субъективны.

Ученые провели исследование с помощью крупного новостного портала. На этом портале есть возможность для пользователей давать оценки комментариям к материалам. Считается, что это стимулирует посетителей высказывать свое мнение о размещаемых статьях.

Итак, исследователи договорились с администрацией сайта о том, чтобы каждый новый комментарий получал оценку "плюс" или "минус" в случайном порядке, либо вообще не получал оценок. При этом оценка никак не зависела от содержания комментария. После этого эксперты отслеживали, как оценивали комменты "живые" пользователи.

За период эксперимента было оставлено более 100 тысяч комментариев. Они были просмотрены более 10 миллионов раз и оценены более 300 тысяч раз. При этом комменты, случайно получившие положительную оценку, оценивались позитивно на 32 процента чаще, чем те, которые вообще не получили оценок. Что же касается комментариев, которым достались отрицательные оценки, они также получали больше "минусов" от реальных пользователей.

Психологи отметили, что эта закономерность наблюдалась, если речь шла о разделах политики, общества и бизнеса, но не просматривалась в разделах главных новостей, экономики, информационных технологий и юмора. По-видимому, люди обращали внимание только на комментарии, связанные с наиболее животрепещущей для них тематикой.

Действия не имеют значения

Если позитивных отзывов больше, это может послужить поводом к тому, чтобы почитать книгу, посмотреть фильм, купить какую-то вещь или обратиться в данную компанию.

Но если мы узнаем о том, что другие люди уже собираются приобрести тот или иной товар, то чаще всего мы отказываемся от покупки. По крайней мере, так происходило с участниками недавних экспериментов…

Казалось бы, это странно. Ведь если мы в целом склонны подражать другим, то мы должны подражать не только их образу мыслей, но и их действиям. Между тем это не так.

Почему мы не спешим купить то, что планирует купить или уже купил кто-то другой, но быстрее принимаем решение о покупке, если вещь кто-то похвалил? На первый взгляд, все очевидно. Если человек оставил отзыв, то, стало быть, он уже ознакомился с этим товаром и может дать ему оценку. А если только планирует купить, то еще неизвестно, как дело обернется…

Но эксперименты показали, что и в тех случаях, когда кто-то просто сообщал, что приобрел тот или иной товар, это не вызывало большого энтузиазма у участников. Их "заражали" только чужие мысли и мнения, но не действия.

Если вы хотите склонить других к своей точке зрения, вам следует говорить не о том, что вы делаете, а о том, что вы думаете, советуют исследователи.

"Желание следовать за большинством имеет глубокие психологические корни, — утверждает одна из авторов научной группы, Айелет Фишбах. — Когда человек следует за большинством, он примеряет на себя предпочтения и мнения других людей. Но в том, что касается конкретных действий, он хочет отличаться от окружающих. Если вы хотите убедить людей что-то сделать, нужно говорить о том, что вы любите, а не о том, что вы делаете".

Читайте также:

Миром управляет коллективное сознание

Семь качеств, которые нравятся всем

Почему психопаты достигают успеха