Группа психологов из Корнеллского университета (Соединенные Штаты) провела исследование, которое показало, что, приобретая какую-нибудь вещь, люди получают удовольствие не столько от пользования ею, сколько от самого процесса покупки. Возможно, поэтому мы так часто покупаем себе что-то новое, даже если в этом приобретении и нет особой необходимости.
Исследователи попросили около 100 человек поведать о своих последних крупных покупках, таких как телевизор или компьютер. При этом сначала они просили рассказать о самой вещи, а потом — о том, как люди ее покупали. Затем ученые поинтересовались, когда опрошенные испытали наибольшее удовлетворение — когда рассказывали о вещи или о процессе ее приобретения. Выяснилось, что в последнем случае рассказ доставлял участникам опроса больше удовольствия. В другой раз психологи попросили добровольцев вспомнить две свои самые значимые покупки за последние пять лет.
При этом их попросили в одном случае рассказать о самой вещи, а в другом — о том, как они ее покупали и что этому предшествовало. После этого испытуемым предложили представить, что они могут оставить себе только одну из купленных вещей. Но если бы они выбрали более ценную и значимую вещь, то не имели бы права о ней никому рассказать. И что вы думаете? Большинство тех, кто рассказывал о процессе приобретения, выбрало менее значимую покупку, о которой зато можно было говорить другим. Те же, кто рассказывал о самом предмете, выбрали более ценную и нужную вещь, даже зная, что им придется о ней молчать, так как для них было важно иметь сам предмет.
По мнению исследователей, приобретение какой-то вещи представляет для каждого из нас индивидуальный опыт, чаще всего связанный с положительными эмоциями, которые мы вновь переживаем, если кому-то об этом рассказываем. В результате эти воспоминания дают нам мощный позитивный эмоциональный заряд. Например, в случае с покупкой мобильника или микроволновки мы вспоминаем, как тщательно выбирали их в интернет-магазине, а потом общались с курьером или приехали в магазин самолично, как были с нами вежливы продавцы и менеджеры. Если мы покупаем одежду, обувь или украшения, то вспоминается, как мы выбирали и мерили это платье, туфли или колье, как продавец-консультант давал нам советы, как мы торговались, пытаясь получить скидку.
Читайте также: Раздавать деньги приятнее, чем их иметь
Многим из нас, чего таить, не хватает в жизни живого общения, обычно мы общаемся только с очень узким кругом людей — близкими, парой друзей, коллегами по работе. Ну, еще виртуальные "друзья", которых мало кто воспринимает всерьез. А процесс покупки всегда предполагает общение — если не с продавцом, то по крайней мере, с менеджером, курьером или работниками почты, которые вручают нам посылку из магазина с заказанным товаром. Мы существа социальные, и даже таких контактов достаточно для того, чтобы мы ощутили себя не такими одинокими. Да, не всегда процесс покупки проходит гладко, есть вероятность, что нас обслужат некачественно, нагрубят или просто обманут, что купленная вещь не оправдает наших ожиданий или окажется с браком. Но все равно это служит для нас встряской.
Если же все прошло без сучка и задоринки, да еще приобретение оказалось вполне удачным, то это повод долго и с удовольствием обо всем вспоминать. К тому же, положительные эмоции дает нам сама ситуация выбора, независимо от того, делаем мы это по интернету или в реальном магазине. Возможность выбрать из множества предложенных товаров нужный сама по себе является источником позитива. Так что не зря психологи советуют во время депрессии или при упадке настроения заняться шопингом. Этот же феномен объясняет, почему люди так часто покупают вроде бы не нужные вещи.
Взять хотя бы тех же гаджетоманов, стремящихся приобретать все новые и новые модели сотовых телефонов, ноутбуков, телевизоров. Они, несомненно, ощущают прилив энергии, выбирая "самую крутую" вещь. Но когда вещь куплена и уже используется, то душевный подъем постепенно сходит на нет. Чтобы вновь испытать эйфорию, гаджетоману необходимо вновь пережить все перипетии процесса покупки, и он выбирает вещь еще круче, надеясь, что она принесет ему еще больше радости. Хотя на самом деле радость-то приносит не сама вещь, а впечатления, полученные во время покупки.
Читайте также: Посиди в кресле начальника - будешь боссом