Общество

Солнце вернется в "волчьем" феврале

Имболк — праздник "порога" зимы, который отмечают в начале или середине февраля многие народы Северной Европы. Сам февраль, обычно промозглый и ветреный, северяне не любят и называют "волчьим" и "мертвым". Название же праздника связывают со староирландским словом mblek, означающим "молоко", или с кельтским oimealg — "овечье молоко". Сакральный смысл праздника означает "Возвращение Света".

Интересно, что, согласно индийской мифологии, бог Индра спускается под землю, где спрятано солнце, украденное демоном Вритрой. Этому мифу соответствует феномен полярной ночи, которая длится полгода. Индре удается победить демона и выпустить небесных коров, которые в индоевропейском эпосе символизируют зарницы северного сияния. Оно появляется как первое предзнаменование победы Индры над Вритрой и освобождения Солнца. В этот день в старину было принято заниматься ворожбой с целью узнать, когда ждать прихода весны. Многие исследователи полагают, что именно данная традиция положила начало ежегодному празднованию знаменитого Дня Сурка.

В день празднования Имболка полагалось исполнить ряд обязательных дел, но были и запрещенные занятия. Например, древние арии везли на санях встречать зарю всех, кто заболел во время длинной полярной ночи. Считалось, что, увидев зарницу, они могут исцелиться. Той же традиции придерживались и кельты, праздновавшие Имболк как день, посвященный Бригид (Бригитте), трехликой богине.

Само имя Бригитта восходит к индоевропейским корням и означает "высокая", "превосходящая". Один лик богини символизировал исцеление, второй — слово и справедливость, а третий — покровительство домашним ремеслам.

Бригитта (Бриг) считалась великой травницей. А в более древние эпохи она отвечала не только за здоровье, но и за смерть. Дабы избежать болезни, в день, посвященный богине, было принято чисто убирать дом, а всем домашним полагалось вымыться как можно чище… Впоследствии в эти дни стали ходить в баню.

Бригитта также покровительствовала, говоря современным языком, "творческой интеллигенции". В "дни Бриг", открываемые Имболком, проводились состязания певцов и бардов. Богиня считалась и покровительницей ремесел и рукоделия. Ее имя связывали с прядением и ткачеством, окрашиванием тканей, пивоварением, сбиванием масла, изготовлением сыра… Она дарила умение ухаживать за детьми и немощными, у нее просили хорошего приплода для скотины…

В Имболк стригли овец. В этот день полагалось употреблять в пищу молочные продукты. Этот обычай сохранился в тех местах, где благословенный Гольфстрим несет тепло в страны, находящиеся на побережье. Там корова могла быть оплодотворена уже в мае, чтобы в январе родить теленка и щедро давать хозяевам молоко к началу или середине февраля. В соответствующий день купали в молоке девицу, изображавшую богиню Бригитту, и опрыскивали им стены — это сулило дому благополучие. В странах с более холодным континентальным климатом молоко могло появиться в деревенской усадьбе еще в феврале, но обычно его широко использовали на месяц позже — к Масленице, а то и к Пасхе.

Славяне, живущие в теплых краях, и те народы, у которых на февраль приходился "сезон дождей", праздновали в эти дни так называемую Громовицу. Они занимались гаданиями, отливали большие свечи (громнички), которые должны были, по поверью, уберечь от молнии, для чего во время грозы их ставили на окно. Громнички считались сильным оберегом, плавленым воском от них рисовали на стенах защитные символы, иногда воск собирали и подмешивали в семена, чтобы добиться хорошего урожая.

Очевидно, что первоначально праздник был скотоводческим. Именно потому символом плодородия и богатства здесь предстает молоко, а не хлеб. С будущими урожаями его связывали только в странах с очень мягким климатом.

По Имболку во многих странах примечали погоду на весну и лето. При этом снег и непогода считались добрым знаком. Объясняет это старинное шотландское поверье: в этот день старуха Каилльях Веур запасает дрова на лето. Если погода хорошая, она превращается в большую птицу и начинает таскать дрова, а если плохая, то ей приходится остаться дома, и тогда она заботится о том, чтобы лето было теплым и дрова ей не потребовались.

Имболк — один из первых сформировавшихся в истории семейных праздников. В этот день почитают домашних духов и домовых, оставляя им подношения, а также выставляют за дверь или за окно немного теплого молока — для тех духов, у которых нет крыши над головой.

Хотя в северных краях февраль довольно суров, в дни Имболка душу греет предчувствие весны. Они несут с собой ожидание возвращения света и солнца.

Читайте также:

Новый год по-африкански: танцы и никакого алкоголя

Хочешь счастливо жить? Обнимайся

Наступит ли в феврале конец света?

Питомцы Железной леди не были аристократами