Общество

Продается ЕГЭ

То в одном, то в другом субъекте Федерации вспыхивают скандалы связанные с проведением ЕГЭ. При его внедрении вскрылись вопиющие примеры коррупции и волюнтаризма, в которых давно погрязла российская образовательная система.

Глава Федеральной службы по надзору в сфере образования (Рособрнадзор) Виктор Болотов признал, что пока неизвестно, каким образом "секретные материалы", несмотря на наличие охраны, попали к обычному школяру. По словам Виктора Болотова, "то ли это сговор с директором школы, то ли еще что-то…" Однако утечка информации может произойти еще на этапе печати в типографии. Как бы там ни было, но мальчик признал, что это стоило его родителям всего 14 тысяч рублей.

Однако, как заявил Виктор Болотов, результаты ЕГЭ аннулированы не будут. И действительно: какой смысл проводить новую экзаменовку, если порочна сама идея ЕГЭ и в любой момент новый "доброжелатель" снова вывесит ответы во всемирной паутине? По признанию депутата Государственной Думы Сергея Колесникова "в этой системе, кроме коррупции в вузах, появляется еще и коррупция в школах".

Дело в том, что инцидент со сдачей ЕГЭ был далеко не единственным. Так, министр образования и науки Татарстана Раис Шайхелисламов заявил, что при проведении единого госэкзамена в республике, по сравнению с 2004 годом, выявлено в 4 раза больше нарушений. Особенно его возмутило то, что во время тестирования при заполнении экзаменационных бланков выпускники оставили на них свои замечания: "Этот случай является просто верхом цинизма. Организаторы проведения этих экзаменов свободно и безнаказанно нарушают процедуру проведения ЕГЭ. Дети видят это и пишут свои замечания, а потом их просто заставляют отменять свои показания. Мы обязательно разберемся в этой ситуации, и виновные будут строго наказаны".

Таким образом, подготовка к ЕГЭ для многих школьников и их родителей все больше напоминает какую-то шпионскую авантюру. Ведь гораздо интереснее не сидеть днями и часами, готовясь к экзаменам, а разными тайными способами добывать "секретные материалы". Ведь "ставки в игре высоки" – практически гарантированное поступление в большинство вузов. В условиях рыночной экономики Сертификат с результатами от 95 до 100 баллов оценивается от 2 до 5 тысяч долларов. Напомним, что по закону этот документ должны принять в любом вузе.

Однако есть и менее затратные способы, благо современная рыночная экономика страны позволяет выбрать "что подешевле". Специально отобранные специалисты решают все варианты тестирования, поступившие в местные Департаменты образования. После этого их, словно мешок картошки на базаре, отдают на продажу агентам. Правда, в этом случае для уверенности необходимо купить все варианты. В этом случае поступление будет стоить намного дешевле: от 500 до тысячи долларов.

И неудивительно, что честно готовящиеся к экзамену школьники возмущены. Они днями и ночами учат опостылевшие предметы, пока их более предприимчивые сверстники гуляют, зная, что все "схвачено". Стоит ли удивляться, что те, кто добросовестно учится, сдают тесты хуже тех, кто "подмазал"? Таким образом, внедрение тестирования подрывает основы обучения. И действительно: какой смысл что-то учить, если тебя могут обойти двоечники с пачкой "зелени" в кармане? Не проще ли обезопасить себя и не париться теплыми деньками, когда можно решить проблему поступления с помощью кошелька родителей?

Идея единого госэкзамена уже давно вызывает волну критики. В начале этой недели к ним присоединились московские школьники, которые отправили письма Президенту России Владимиру Путину, министру образования Андрею Фурсенко и Генеральному прокурору Юрию Чайке, потребовав отмены ЕГЭ. И их претензии имеют под собой реальные основания. Они обвиняют организаторов единого госэкзамена в том, что они фактически заимствовали американскую систему оценки, не применимую к нашим российским условиям. В письме говорится: "Старшеклассники мотивированы на учебу в школе необходимостью поступления в вузы. Поэтому фактически в России не останется дееспособных абитуриентов, так как все получат возможность списать, и вузы не смогут выбирать абитуриентов из огромного количества выпускников с высоким баллом за ЕГЭ".

Против ЕГЭ выступают также многие преподаватели, которые нередко говорят: "никакого толку от теста нет, уровень реальных знаний он не показывает".

Напомним, что в большинстве стран Запада система ЕГЭ ушла в прошлое. Например, во Франции, Германии, Испании результаты тестирования рассматриваются лишь как дополнительная информация о студенте при его поступлении в вуз. Но "мудрым решением" министра Фурсенко России все же пришлось наступить на те же грабли, которые уже ударили по лбу Запад.

Пытаясь скрыть несостоятельность ЕГЭ, Рособрнадзор сваливает его недостаток на хулигана. Но этот "хулиган" доказал, что система тестирования, о которой целые годы кричал Фурсенко, выставляя ее панацеей от всех "образовательных бед", со всех сторон несовершенна и что любой школьник может выкрасть нужные ему ответы. Таким образом, возможность утечки информации, о чем предупреждали критики ЕГЭ, доказана конкретным примером. Более того, поступок мальчика, решившего поделиться счастьем с менее денежными собратьями, дал повод к размышлениям. Вполне может быть, что уже сложилась целая мафия, занимающаяся продажей результатов единого госэкзамена. Если продать их хотя бы нескольким сотням покупателям, то можно за считанные часы "срубить" десятки, а то и сотни тысяч долларов! Поэтому данным фактом должна заняться Генеральная прокуратура.

Однако директор центра перспективных исследований Санкт-Петербургского государственного технического университета Сергей Козырев считает, что "проблема не в тестировании, а в той атмосфере, которая окружает любой процесс. Проблема не в том, что мы являемся настолько самобытными, что к нам ничего не переносится, а что есть нечто или целый набор причин, по которым это не получается. Проблема ЕГЭ болезненна, потому что она касается детей, а это самое важное для родителей, но она, к сожалению, высвечивает и другие глубокие проблемы. Ведь у нас не работает почти ничего".

Что же делать в сложившейся ситуации? Депутат Государственной Думы Алексей Митрофанов заявил: "ЕГЭ – это атавизм. Надо зачислять в институты всех, пусть два семестра учатся, а потом отчисляют". И действительно: гораздо честнее (что немаловажно для молодых людей) принимать всех желающих учиться в вузах без материальных стимулов и уже в процессе учебы выявлять и оставлять для дальнейшей учебы наиболее талантливых.

Некоторые эксперты считают, что повсеместное введение ЕГЭ приведет к "катастрофе". Однако они явно сгущают краски. Ректоры ведущих вузов страны предусмотрели, что несет им новая система экзаменации и дали свой ответ Минобразования. Так, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий заявил, что, конечно, результаты ЕГЭ в его вузе будут учитываться, но при поступлении абитуриенты будут проходить дополнительные испытания. Это должно помочь отсеять тех, кто купил результаты тестов, и принять тех, кто действительно заслуживает того, чтобы учиться в главном вузе страны. И было бы неплохо, если бы подобную практику позаимствовали и другие ректоры, когда они столкнутся с массовым наплывом, мягко говоря, не очень способных студентов, но имеющих самые лучшие результаты тестирования.

Скандалы вокруг ЕГЭ, выдаваемого за краеугольный камень образовательной реформы, лишний раз доказывают, что, наверное, все-таки лучше сохранить то, что было, чем перенимать чужой и к тому же негативный опыт, создавая при этом лишь новую кормушку для не чистых на руку работников образования.

По материалам «NewsInfo»