Общество

Новый формат жестокости. Happy slapping

Такое времяпровождение подростков и молодежи начинает свой отсчет с 30 октября 2004 года. В тот день на юге Лондона молодежная банда насмерть забила 37-летнего бармена и нанесла тяжелые увечья его другу. 21 января 2005 года в статье Майкла Шоу (Michael Shaw), опубликованной в 'The Times Educational Supplement', это повальное увлечение британских школьников было впервые названо happy slapping. В английском фильме ужасов 2008 года «Райское озеро» (Eden Lake) группа тинейджеров снимает на видео сцены истязания, в том числе сожжение маленького мальчика.

В некоторых исследованиях этого феномена XXI века, выплеснувшегося на улицы европейских городов, проводится связь между кровавым насилием, царящем в компьютерных играх, кинофильмах и телевизионных шоу и скукой прозябания в уютной квартире и чистеньком городском квартале. Мотивом для осуществления „Happy Slapping" штатные психологи видят, среди прочего, в потребности обратить на себя внимание при помощи демонстрации "экстремизма", а также желании задокументировать акт насилия и жестокости, чтобы в то же время снова унизить свою жертву.

Сами по себе разборки, которые периодически устраивают молодежные банды, не в диковинку. Соотечественник нынешних юных преступников, английский писатель Энтони Берджесс в своем известном романе полувековой давности «Заводной апельсин» вывел 15-летнего Алекса, который вместе с приятелями вечерами грабил людей на улицах, насиловал и убивал. «И ты минут 15 чувствуешь, что сам Господь Бог со всем его святым воинством сидит у тебя в левом ботинке...", - характеризует герой-подонок Берджеса удовлетворение от акта жестокости.

Новым, таким образом, является не само проявление насилия и даже не его немотивированность, а только то, что хулиганские действия, избиение и изнасилование снимается на камеру мобильного телефона. Между прочим, это является одной из причин для запрета сотовых телефонов в пределах школы, действующее в некоторых европейских государствах. Авторы этого табу, видимо, наивно надеются, что без фотоаппарата или видеокамеры школьники перестанут мутузить друг друга.

16087.jpegНемецкий криминолог Кристиан Пфайффер во время выступления на радио сказал: «У всех нас наблюдается тенденция к тому, чтобы средствами кинематографа или с помощью фотоаппарата запечатлеть выдающиеся события нашей жизни. Молодые люди действуют на свой лад. Для них кульминационным событием дня будет, если они кого-то изобьют, или если другой будет валяться у них в ногах. Они хотят задокументировать это на видео, чтобы хвастаться перед другими и еще раз унизить свою жертву. В этом бэкграунд «хэппи слэппинга».

В комментариях о проявлении подобных инцидентов часто можно встретить «крутые» высказывания блоггеров о том, как нужно разобраться с этими подонками. Защищенными себя чувствуют такие «сказители». Перед своими мониторами - они «герои» и даже требуют крови беспредельщиков. На улице и в подворотне они, как и большинство из нас, окажутся совершенно беззащитными. Даже пневматику вытащить не успеют, если она у них имеется. Настоящей защитой может служить или чистое везение, или надежная охрана - пара-тройка крепких парней или свора псов.

Таким «храбрым портняжкам» не мешало бы вспомнить признание американского актера Стивена Сигала. Этот обладатель высокого дана в восточных боевых единоборствах сказал однажды в интервью, что готов сражаться с одним, ну с двумя противниками, а если их окажется толпа - лучше убежать. Это ответ сильного человека, а не задохлика типа «акела-промахнулся», осознающего свою силу лишь на расстоянии и способного к угрозам только в виртуальной сети.

Напомним, главный герой «Заводного апельсина» Алекс за свои преступления на два года угодил в тюрьму, где ничуть не раскаивался в содеянных проступках. И тогда тюремное начальство вместе с доктором Бродским решило испытать на нем «метод Людовика», который вырабатывал у человека рефлекторное отвращение к насилию. Однако и применение этого метода лишь отчасти принесло свои плоды.

Литературное произведение, каким бы реалистичным оно не было, все-таки прежде всего фикшн. Допустим, в начале 1960-х, когда был написан «Заводной апельсин», молодое поколение было абсолютно отличным от нынешнего. Хотя признаться, верится в это с трудом. Героям Берджесса свойственна извращенная, но идеология. Тинейджеры ненавидят «буржуев» и говорят на странном жаргоне - смеси английского с русским. Действующие лица «слэппинга» начисто лишены какой бы то ни было идеологии. У них отсутствуют как религиозные разногласия, так и расовая вражда. Если подобное и случается - это исключение. Во главу угла ставится насилие ради самого насилия.

Да, не зря мы вспомнили роман Берджесса с его пессимистическим выводом. Преступник-малолетка может перебеситься и стать нормальным человеком, но механизм, заводная кукла - человеком не станет никогда.