Общество

Успех можно внушить

Сколько раз нам говорили, что для того, чтобы добиться успеха, нужно в первую очередь верить в себя? Многие считают эти слова пустыми. Однако польза позитивного настроя неоднократно была подтверждена наукой. Чем больше нас хвалят, тем лучшие результаты мы способны показать, считают ученые. А если ругают? Тогда и результат бывает соответствующим.

В 1939 году профессор Уэнделл Джонсон из университета Айовы (США) и его аспирантка Мэри Тюдор провели эксперимент, который шокировал своей жестокостью. В нем участвовали 22 ребенка-сироты из Дэвенпорта.

Исследователи поделили всех детей на две группы. Участникам из первой контрольной группы рассказывали о том, насколько чисто и правильно они говорят, у детишек из второй группы язвительно высмеивались все недостатки речи, а под конец их и вовсе назвали жалкими заиками… В итоге даже у тех, кто ранее не имел особых проблем с речью, развилось заикание, которое сохранилось и в более зрелом возрасте.

Чудовищный эксперимент долго скрывали от общественности. Кстати, подобными вещами занимались и ученые в нацистской Германии, ставя опыты над заключенными концлагерей. Но рано или поздно все тайное становится явным, и в 2001 году университет штата Айова принес официальные извинения всем участникам исследования, которые на тот момент оставались в живых.

А вот еще история. Психологи обратились к группе школьных учителей, объявив, что их выбрали за исключительные преподавательские способности, чтобы в рамках экспериментального проекта учить одаренных детей. Правда, сказали им, ни сами дети, ни их родители ничего не будут знать об этом эксперименте — мол, его цель как раз в том, чтобы посмотреть, как станут учиться дети, если не будут осведомлены о своих способностях.

Через какое-то время педагогов попросили отчитаться об успехах своих учеников. Те написали в отчете, что ученики в основной своей массе успевают очень хорошо, и работать с ними одно удовольствие…

Фишка заключалась в том, что учителей в классы для "одаренных" детей набирали вовсе не потому, что они были чем-то лучше других, а по принципу случайности. И детей в эти классы тоже набирали не по принципу одаренности, а наугад. Но так как педагоги считали и себя, и своих учеников лучшими, то и результаты обучения оказались достаточно высокими, что показали независимые проверки знаний учащихся.

Все это означает, что наши достижения очень сильно зависят от нашей самооценки, а также оценок окружающих. Хорошо известно, что если в детстве человеку говорят о том, насколько он плох и никчемен и постоянно его унижают, существует очень большая вероятность того, что, став взрослым, он будет испытывать комплексы и вряд ли добьется успеха. Хотя бывает и так, что такой индивид назло своим обидчикам отправляется покорять вершины. Но обычно, если копнуть поглубже, видно, что в основе его стремления к самореализации лежат детские комплексы, связанные с низкой самооценкой.

Если же ребенка постоянно хвалят, поощряют, то он старается держать марку и делать все на высшем уровне. У него меньше ограничений, например, он не станет думать: "Мне никогда не поступить в этот вуз" или: "Эта красивая девушка не для меня". Даже имея от природы весьма средние способности, он может добиться гораздо большего, чем ребенок с высокими способностями, которому говорили, что он хуже других. Так что чем лучше мы о себе думаем, тем большего способны добиться.