Общество

Здравствуй, племя младое, незнакомое!

Поколение Y выходит на рынок труда. Сотрудники возраста до 25 лет отличаются от своих старших коллег не только молодостью и неопытностью, но и принципиально иным взглядом на привычные вещи и структуры, утверждают сторонники теорий поколений. Какие особенности у этой новой когорты сотрудников пытаются понять кадровики, которые первыми встречают молодежь на рынке труда.

Теорию поколений сформулировали американские ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус в начале 90-х. В своей основе эта теория, по всей вероятности, родилась из попыток вычленить нечто общее и особенное в конфликте отцов и детей. В результате исследователи логично пришли к выводам в разнице межпоколенческих стратегий, которая может базироваться на несходстве усвоенных ценностей. Они формируются в возрасте до 10-12 лет, причем на них непосредственное влияние оказывает динамика общественно-политической, социально-экономической и технологической картин мира и семейное воспитание.

В этот период ребенок не столько оценивает происходящее, сколько впитывает нормы и вырабатывает наиболее эффективный инструментарий и технологии собственной социальной адаптации. В связи с тем, что эти условия охватывают широкие слои населения, они потенциально способны оказывать влияние на поведенческие установки значительного количества людей.

Откровенно слабыми местами теории является склонность к обобщениям и вычленениям слишком крупных демографических групп. Совсем уже натянутой представляется социально-философская основа, привязывающая специфику каждого поколения к четырем стадиям истории, которые якобы повторяются циклично, и соответствующему каждому этапу архетипу. Здесь мы видим компилятивную отсылку к укоренившимся на Западе учениям об архетипах, которая, по-видимому, должна придавать большую устойчивость теории поколений.

К тому же в силу отличных картин социального бытия, характерных для культурно и технологически отличающихся странах, теория поколений напрямую не применима нигде и требует соответствующей оптимизации и подгонки к условиям роста поколений в той или иной стране.

В итоге прикладная эффективность теории зависит в первую очередь от релевантности ее местных версий. Судя по данным опроса исследовательского центра Superjob. ru, в руках отечественных кадровиков и управленцев эта теории так и не стала действенным инструментом.

Согласно опросу, половина HR-менеджеров (49 процентов) считает, что молодежь до 25 лет хуже соблюдает субординацию и корпоративную этику, чем представители старших поколений. Кадровики отмечают, что поколение Y опаздывает на работу, стремится к неформальному стилю общения и многие его представители не склонны соблюдать дресс-код.

Однако присутствуют ли в этом особенные черты поколения Y? Кажется, склонность выражать себя через одежду или игнорирование формальностей в личном гардеробе свойственна не только "игрекам", но и когда-то их отцам и матерям…

К тому же 23 процента менеджеров по персоналу настаивают, что молодые сотрудники следуют правилам субординации и корпоративной этике в той же степени, что и их более возрастные коллеги.

"Это совершенно иное поколение, с иным подходом к жизни, — отмечает в комментарии корреспонденту Yoki психотерапевт Владимир Файнзильберг. — Я не склонен подвергать их критике по принципу "мы были другие" и сужу только на основании собственного опыта. Это поколение, которое делится на две большие части. Одна пытается достичь высот путем получения образования, знаний языков и т. д. Другая часть, я их называю торговцы, считают, что ничего этого не нужно и с помощью чутья и оборота денег можно достичь точно таких же высот. И если говорить о гендерных различиях, женщины преобладают в первой группе. Мужчины чаще всего считают, что деньги можно заработать головой, но не получая образования".

Самый заметный в массе ответов признак поколения Y — амбициозность и карьеризм, которые не всегда базируются на имеющихся навыках и умениях. Эту черту молодых соискателей отметили 17 процентов опрошенных менеджеров по персоналу. "Опыта и знаний маловато, но рвутся в начальники", "Желание быстрого карьерного роста", — комментируют представители кадровых отделов.

Опять же возникает вопрос: является ли этот признак "фирменным" для поколения Y. Или же дело в том, что рынок рабочей силы страдает дефицитом подготовленных кадров из-за демографического провала конца 80-х — начала 90-х годов, когда и "вылупилось" относительно немногочисленное поколение Y?

То есть эта молодежь востребована рынком даже в таком формате — лишь поэтому эти качества с успехом репродуцируются. А вот резко упавшее в период взросления поколения Y качество образования, повлиявшее на подготовку молодежи, при активном надувании самомнения и акценте на прагматизм — эти качества, наверное, можно было бы в виде гипотезы назвать имманентными для поколения Y, исходя из тех социальных условий, в которых оно выросло. Однако эти черты отметили лишь 17 процентов HR, а этого все же маловато для обобщений.

К тому же 40 процентов опрошенных считают ключевыми совсем другие качества молодого поколения и очень часто они противоречат друг другу. Например, 10 процентов считают молодое поколение "безответственными раздолбаями" в работе, а еще 10 процентов отмечают их целеустремленность.

Джазмен Игорь Бутман, арт-директор нескольких московских джазовых клубов, считает, что нынешняя молодежь ничем не отличается от предыдущих поколений: "Ну, может быть, чуть больше компьютером пользуются, сейчас все пользуются… Просто молодежь всегда возмущает более взрослых своей наивностью, своим озорством, своей активностью. То, что они для себя еще только открывают, мы для себя уже давно открыли. У них просто возбуждение от этих открытий — это нормально".

"Когда о поколенческих ценностях разговариваешь, очень легко попасть в ловушку собственных ценностей. И если своих ценностей не понимаешь, то можешь увидеть их ценности не такими, какие они есть, а такими, какими они тебе кажутся. Отсюда и утверждения, что они, молодежь, поверхностны, неглубоки и т. д., — отмечает социолог, руководитель проекта "Теория поколений в России" Евгений Никонов. — Это очень рискованное предприятие, когда пытаются поколение оцифровать. Ценности очень сложно поймать измерением большого количества мнений людей. Есть иные способы изучения поколений — это фокус-группы, которые обеспечивают лучшее узнавание. А количественное исследование дает усреднение ценностей. Но глубина здесь важнее объема. Можно провести сто тысяч опросов и получить не очень замечательные вещи, что мы и видим…

В общем и целом, данные опроса показывают, что отечественные HR ничего "такого" в новом поколении не углядели. Или же в методике и подходе социологов существуют серьезные изъяны.

Какие черты считает наиболее свойственным российскому поколению Y, так сказать, голая теория? Это первое поколение, которое росло вместе с интернетом, среди которого более распространено знание иностранных языков.

Поколение Y — это скорее не компьютерное поколение, а игровое. Первое их воспоминание об IT — это отнюдь не компьютеры, а компьютерные игры. Для них игра и различные форматы социальной или технологической игры значительно более комфортны. А компьютерным будет нынешнее поколение Z, которое рождается с 2000-го года".

Предположительно, это поколение более склонно к смене работы, профессии и места жительства, чем предыдущие. Но становление этой группы происходило в условиях относительной стабильности, предсказуемости и, самое главное, роста доходов. Все шишки в эпоху реформ достались их родителям. Поэтому, как оно поведет себя в кризисной ситуации, предсказать сложно.

"Что касается кризиса, то они выросли в более благополучных условиях. Кризис для них — серьезное испытание ценностей. И они к таким условиям не очень адаптированы, им кризис переносить тяжелее, чем другим поколениям. Но так во всем мире. Будем надеяться, что они справятся. Для меня они очень сильное и оптимистичное поколение, которое, я абсолютно уверен, очень много хорошего сделает для нашей страны, — уверен Евгений Никонов. — Знаете, мы только что исследовали образы счастья для поколения 1984-2000. Эти образы — солнце, самолет, чашечка кофе на европейских улицах. Это понятно, они уже легче перемещаются по миру. Но все, о чем они говорят: мы всегда будем возвращаться в Россию, чтобы сделать ее лучше. Это важная для них ценность, о которой никто не говорит, — сделать жизнь в России лучше. Не очень понятно, как эта ценность возникла. Ведь они первое поколение, которое выросло в стране, с пониманием, что их страна не самая лучшая в мире. Но у них есть поколенческое желание заботиться о стране и им важно сделать жизнь в стране лучше, изменить ее. Для них это часть жизни".

Читайте также:

В Китае будут делать гениев?

Социальные сети воспитывают нарциссов

Инфантильные люди — угроза обществу