Общество

Керченский пролив – причины и последствия

До сих пор катастрофа, произошедшая в Керченском проливе и ее последствия, остается одной из самых обсуждаемых тем, как среди блоггеров, так и среди российских и зарубежных СМИ. Место катастрофы в Керченском проливе некоторые уже окрестили “Чернобылем местного розлива”.

По прогнозам экологов, России и Украине предстоит бороться с последствиями стихийного бедствия еще лет 15. Российские агентства сообщают о гибели 30 тысяч птиц вследствие утечки топлива, а крымские орнитологи заявили, что количество птиц, будет увеличиваться. Этот регион - место зимовки и перекресток следования перелетных птиц. Около двух тысяч тонн нефти, вылившейся из расколовшегося танкера в воду, могут загрязнить Черное море на 15 лет. Экологические организации утверждают, что окружающей среде в регионе угрожает самая серьезная за много лет опасность.

Пресс-секретарь российского отделения организации Greenpeace Владимир Чупров отметил: "Мазут опустится на дно моря. Вследствие этого Азовское море пропитается углеводородами. Это, в свою очередь, вызовет дефицит кислорода в воде, и местная уникальная фауна сильно пострадает".

Тонна нефти образует на морской поверхности пленку площадью около 9 кв. км. Из танкера вылилось в море около 2 тысяч тонн, следовательно «поражение» поверхности моря (без работ по очистке) может составить около 18 тысяч квадратных километров — практически половину всей площади Азовского моря (37 605 кв. км).

По утверждению российских властей, капитаны потерпевших крушение судов могли бы избежать катастрофы, но они не обратили внимания на штормовое предупреждение. Однако выжившие рассказывают, что море разбушевалось внезапно и вряд ли что-то можно было сделать. Аварии судов связаны также с их плохим состоянием и ошибочными действиями команды, заявил руководитель Росморспасслужбы при Минтрансе России Анатолий Янчук. Однако судоходные компании отвергают выдвигаемые против них обвинения.

Всемирный фонд дикой природы в своем заявлении подчеркивает, что виноваты не только ошибочные решения капитанов. Организация указывает, что в России существует практика использования речных танкеров, аналогичных "Волганефти", в открытом море. Большинство речных танкеров не приспособлено для подобных штормов, равно как морские суда не могут ходить по Дону и Волге. «Волганефть» принадлежит к судам класса «рекаморе» и не предназначена для плавания в сильный шторм.

Возбуждено несколько уголовных дел по статье "Нарушение правил безопасности и эксплуатации водного транспорта". Южной транспортной прокуратурой возбуждено уголовное дело по двум статьям УК РФ: 252 («Загрязнение вод») и 263 («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта»).

Что могло стать причиной крушения танкера "Волгонефть-139"? Танкер, принадлежащий самарскому пароходству ОАО «Волготанкер», раскололся под ударами пятиметровых волн в Керченском проливе, через который идет экспорт нефти на танкерах из России и стран Каспийского бассейна в Европу. За разработку танкера класса «Волгонефть» волгоградские кораблестроители в свое время получили государственную премию СССР. По лицензии Советского Союза подобные суда выпускались в некоторых странах соцлагеря, в том числе и Болгарии, где почти 30 лет назад и был произведен недавно затонувший в Керченском проливе танкер. Срок службы такого судна максимум четверть века.

Игорь Глушаков, генеральный директор Волгоградского судостроительного завода: «Все суда, достигшие критического возраста в эксплуатации, а именно 24 года и больше, должны проходить реновацию. Причем, зачастую с полной заменой. Это восстановление всех силовых элементов корпуса - обшивки, набора, и второго дна, если сухогруз, или обшивка танков на танкерах. Судя по всему, этого произведено не было, и судно с большим износом корпуса ушло в моря. Оно могло сломаться на волне и менее 2 метров».

Стоит реновация на судах подобного типа довольно дорого - как минимум, один миллион долларов. Далеко не каждый судовладелец способен выложить такие деньги.

Какие курорты в итоге пострадали, сказать пока никто не берется. О полных масштабах экологической катастрофы в Керченском проливе станет известно только весной. Ущерб уже оценивается в 304 миллиарда рублей. Эта сумма включает не только непосредственный ущерб от катастрофы, но и последствия, устранять которые придется в ближайшие 10 лет. Не исключено, что сумма может увеличиться.

Уже очевидно, что от экологической катастрофы в Азовском море пострадает будущий курортный сезон в Крыму и экономика полуострова Тамань, который должен был в ближайшие годы стать популярным курортом. В туристических путеводителях его уже прочили конкурентом черноморских побережий. В буклетах туристических компаний Тамань описывали как мало затронутый туристической деятельностью уголок, где еще сохранились чистые пляжи. Замглавы Росприроднадзора Олег Митволь не исключает возможности кислотных дождей в районе Керченского пролива из-за того, что в море попало большое количество серы.

Алена Дмитриева