Общество

Пока старшее поколение спорит, молодым авторам "светят" гранты

Во вторник 20 ноября в Доме журналистов был обнародован short -лист номинантов независимой литературной премии «Дебют». В связи с этим был проведен круглый стол, посвященный развитию молодой русской литературы.

Собравшиеся за круглым столом представители старшего поколения современной литературы, по совместительству дебютовского оргкомитета, пообщавшись о претендентах на победу в различных номинациях, принялись обсуждать ситуацию, сложившуюся на ниве современной русской литературы.

Оказалось, что литература, казалось бы, отдельный мир, оторванный от мира настоящего, наоборот, очень сильно в него вплетена. Ну да, литература есть зеркало народа, само собой. Господа заседатели почему-то без конца упоминали грядущие выборы, говоря, что народ де изволит нервничать и именно посему в русской литературе сейчас такая неопределенность.

Если уж продолжать язвить и цепляться, то, видимо, все предыдущие выборы облагодетельствовали книжные полки магазинов опусами Робски, квинтэссенцией треша от Сорокина и прочих. Но вернемся к главному. А главным был все тот же тезис «Молодым везде у нас дорога». И в спорте, и в экономике, и в нанотехнологиях, собственно, в литературе тоже. Заседающие, среди которых был и Данила Давыдов, сам недавно носивший звание молодого представителя русской литературы, отметили, что отбирать работы на конкурс было нечеловечески сложно. Ввиду того, что молодые авторы все сплошь талантливы, да и вкусы у них, в принципе, разные.

Оргкомитет также вспомнил февраль прошлого года, когда Владимир Путин встречался с победителями «Дебюта». Тогда они беседовали о необходимости возродить русскую литературу как факт, а заодно заняться популяризацией и самого русского языка. Молодежь обращалась к президенту с просьбами возобновить культуру книгопечатания в стране, чтобы устранить пробелы в сознании современных читателей. Большая их часть знает о новинках в области зарубежной литературы, знает (кто-то только подозревает) о существовании классики, в том числе и советского периода, но вот современная русская литература, по сути, проходит мимо них. А современным авторам приходится либо писать для узкого круга лиц, издаваясь на собственные деньги или публикуясь в интернете. Проблемы, стоящие перед молодой литературой, носят, в первую очередь, экономическую подоплеку. Писать нужно либо «для всех», создавая коммерческие проекты, либо по госзаказу, о чем сказал на февральской встрече Владимир Путин.

Тогда слово «госзаказ» до глубины души ранило старшее поколение литераторов. Собственно, отношение к нему не поменялось и к проведенному нынче круглому столу. Зато поменялась сама ситуация с молодой литературой. На круглом столе сообщили о создаваемой инициативной группе по объединению молодых писателей России в неформализованное содружество «Новые писатели России». Группа будет состоять приблизительно из 300 человек, куда войдут исключительно молодые писатели. Теперь, по идее, будет сформирована открытая система общественных грантов. Молодые писатели сами будут вести свои дела, не оглядываясь на «стариков», получая финансовую поддержку в издании собственных книг, размещение заказов на их издание в ведущих российских издательствах, их продвижение к читателю, а также организацию мастер-классов и организацию литературных фестивалей.

В связи с этим был напечатан своеобразный манифест, который будет направлен «наверх». Однако, творческую публика отреагировала на него очень и очень странно. Вместо того, чтобы обсуждать всевозможные подробности этого проекта, вчитавшись в него, чуткие к стилистике писатели, начали хаять его за «казенность» и выискивать зорким редакторским глазом разнообразные стилевые неточности. Председатель оргкомитета, господин Пушнов, обреченно слушал недовольных коллег, которые придирчиво тыкали пальцами в те или иные слова и вопрошали «а что это значит: «считаем своей задачей привносить в литературу культ позитивности?». После не одной ремарки в адрес этого самого «культа», включая «слава богу, хоть не культ личности», Пушнов предложил «потратить еще годик на редактуру текста, а пока посидеть просто так». В итоге начали звучать относительно здравые мысли касательно того, что относительно казенная стилистика данного документа объясняется тем, что основной его задачей является донести требования литераторов до чиновников на привычном для них языке. Вот тут-то и скрылась главная проблема. Чиновники и писатели действительно общаются на разных языках. Если одним требуется сухой текст, то другие помыслить не могут свое существование без метафор, гипербол и т.д.

В принципе, идея здравая. Более чем. Радоваться, что на стендах книжных магазинов бессменно лежит санаевская книга «Похороните меня за плинтусом», сдерживая натиск книг Дэна Брауна и популярных женских романов- уже несерьезно. Рынок современной литературы действительно нуждается в молодых российских авторах, которые, судя по тому, какие вопросы они обсуждали с президентом, сами знают как действовать. Именно поэтому инициативной группой будут заниматься исключительно они. Все, что им, получается, нужно, это финансирование. Чтобы книга не пылилась в специализированных магазинах при кафе «О.Г.И», а лежала во всех книжных магазинах на трещащей по швам от других книг молодых писателей, полке «современная русская литература».

Однако, заседающие так и продолжили ругать стилистику текста, не пытаясь углубиться в саму суть открывшейся перспективы. Будет очень обидно, если из-за стилистического чутья старшего поколения молодому придется буксовать.

Григорий Туманов