Общество

Авторские права: самые громкие споры

Люди умели права защищать собственные произведения еще в 1474 году, в Венеции был принят Закон об охране авторских прав. Именно тогда Леонардо да Винчи жил в Венеции, но не воспользовался новым законом, причины нам неизвестны.

Но если в то время плагиат был явлением штучным, то сегодня это нечто массовое и страшное. Люди совсем не стесняются копировать работу другого человека, присваивать себе его мысли, идеи, победы. Итак, есть в истории несколько современных случаев споров по вопросу авторских прав, которые не могут не привлекать внимание.

Одним из самых ярких примеров является реклама General Motors, компания выпустила собственный кроссовер GMC Terrain, нужно было привлекать покупателей к новинке, понятное дело. Выбор создателей плаката пал на Альберта Эйнштейна, который вообще очень часто красуется на разных рекламных объявлениях, но это не привлекает такого внимания, как данный пример.

Дело в том, что реклама была опубликована в журнале People, ее было трудно не заметить, после этого и пришел иск. Проблема в том, что на плакате красуется голова ученого и тело какого-то атлета, на плече есть татуировка, а слоган гласит: "Идеи тоже бывают сексуальными". Задумка, конечно, интересная и притягательная, но перед тем, как использовать портрет всемирно известного ученого нужно было узнать, кому принадлежат авторские права. А ведь обладатель у них есть, перед смертью Эйнштейн оставил все права Иерусалимскому университету, это было в 1955 году. Так что, институт смог заработать 75 тысяч долларов с помощью судебного разбирательства.

Вторым интересным случаем можно назвать историю с компанией Coca-Cola, она показывала рекламу в период прохождения суперкубка в 2010 году. Скандал разразился после того, как зрители стали обсуждать невероятное сходство с рекламой молочной продукции израильской компании Yotvata.

Да, первыми спор начали даже не правообладатели, а простые зрители. Теперь посмотрим на то, что даже музыкальное сопровождение у роликов было одинаковым, речь о композиции "Болеро" Равеля. Когда все СМИ двух стран стали трубить о плагиате, сами представители компании "Кока-Кола" признались в том, что понятия не имели о наличии похожей рекламы. Может быть это и правда так, ведь рекламу компания не снимает сама, она доверяет это профессионалам, которые могут оказаться недобросовестными.

Этот спор связан с нашей советской "Аленкой", да, бывает и такое. Предприниматель "Славянка" из Белгородской области стал производить шоколад "Алина", обертка которого точь-в-точь повторяла "Аленку". "Красный октябрь" не стал проходить мимо и решил обязательно добиться справедливости и денег. Иск стоил 310 миллионов рублей, наверное, после такого фиаско белгородский производитель больше никогда не станет рисковать из-за девочки в платке.

Так или иначе, все закончилось мировым соглашением и выплатой 15 миллионов рублей. Забавно, что женщина, чей детский портрет когда-то использовали на обертке Аленки тоже подавала в суд по вопросу авторских прав на "Красный октябрь", но выиграть ей не удалось, ведь ее портрет был очень сильно изменен, даже цвет глаз не совпадает с детской фотографией Елены.

А вот модель по имени Кейт Мосс стала центром скандала из-за ювелирных украшений собственного производства. Дело в том, что дизайнер Дэвид Юрман, в рекламе изделий которого ранее снималась модель, подал иск со словами, что модель украла идеи продвижения товара. Можно сказать, что это была просто обида, ведь Кейт ушла в другой ювелирный дом и стала там дизайнером.

Читайте также: Ёжик в тумане авторского права

С плагиатом стали бороться сотни лет назад

Деревня Гадюкино - село или бренд?

Как отстоять права на патент в России?

Защита авторских прав в интернете - перспективы развития