Общество

Третьяковская галерея: 150 лет пройти – не поле перейти

В мае 2006 года Государственная Третьяковская галерея торжественно отмечает свой 150-летний юбилей. Ее основатель – московский купец, меценат, собиратель и пропагандист русской художественной школы – Павел Третьяков захотел создать первый общедоступного музея русского искусства и в полной мере выполнил эту задачу. У Третьяковской галереи поистине уникальный статус: заслужив всенародное признание, она стала одним из национальных символов России. Пройдя за прошедшие сто пятьдесят лет долгий путь от частной коллекции до крупнейшего музея мирового уровня, вобрав в себя лучшее из созданного отечественным изобразительным искусством, ГТГ стала неотъемлемой частью мировой художественной культуры.

Днем основания Третьяковской галереи традиционно считается 22 мая по новому стилю или 10 – по старому. Именно эта дата – «10 мая 1856 года» – стоит на хранящейся в Отделе рукописей Галереи расписке в получении художником В.Г.Худяковым задатка за картину «Стычка с финляндскими контрабандистами».

Собирательство стало для Павла Третьякова делом всей жизни. К концу 1880-х годов его коллекция картин приобрела статус настоящего музея, частного по принадлежности, общественного по характеру; музея бесплатного и открытого на протяжении почти всех дней недели для всех желающих, без различия рода и звания. 31 августа (по старому стилю) 1892 года Третьяков обратился в Московскую городскую думу с предложением принять от него в дар картинную галерею. Она включала в себя 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVIII–XIX веков. Московская городская дума с благодарностью приняла бесценное дарение, и П.М.Третьяков был назначен ее пожизненным попечителем. В 1896 году ему было присвоено звание Почетного гражданина города Москвы.

Характеризуя в 1916 году деятельность Третьякова, А.Н.Бенуа писал: «…Третьяков не был «типичным коллекционером», он не был сибаритом, окружавшим себя приятными глазу вещами, а это был в полном смысле слова какой-то подвижник, добровольно возложивший на себя очень тяжелую обязанность и несший ее далеко не с приятным чувством удовлетворенных прихотей. Третьяков поставил себе собирание русской живописи строгой задачей жизни, и не «милыми сердцу» картинами убирал стены своего особняка, не «наслаждался» он, а собирал он историю «русской живописи», стараясь дать своими покупками возможность и самого создания этой истории»

Каждый крупный музей имеет свои запасные фонды – запасники. Запасник – это музейный резерв, из которого берутся произведения для выставок, для обновления постоянной экспозиции, для проведения научных исследований, экспертиз и т.п. Запасники практически не доступны для широкого зрителя и потому вызывают повышенный интерес – а что же спрятано за массивными стенами депозитариев? Открыть запасники для всех желающих – невозможно, но публиковать и показывать публике хранящиеся там произведения – необходимо, так как это важная часть культурного наследия.

Проект в Новом Манеже, подготовленный по инициативе Московского Правительства сотрудниками Третьяковской галереи, – первая выставка такого рода за последние десятилетия. Она состоит из более чем 120 произведений живописи и скульптуры мастеров XVIII–XX веков. По существу, это как бы небольшой музей, отражающий многие направления отечественного искусства за два с половиной столетия. Но главная задача выставки не в том, чтобы повторить в миниатюре постоянную экспозицию Третьяковской галереи, а в том, чтобы привлечь внимание посетителей к произведениям прекрасным, но редко показываемым, полузабытым, а то и совсем неизвестным.

Превосходно представлена живопись первой половины XX века. Здесь практически нет работ «крутого» соцреализма. Имена знакомые, но работы «свежие», необычные и очень качественные – П.Кузнецов «Яванская танцовщица», К.Петров-Водкин «Свеча и графин», Б.Кустодиев «Осень в провинции», Ф.Богородский «Итальянка, несущая камни». А также Ю.Пименов, А.Шевченко, П.Вильямс, А.Осмеркин и многие другие.

Особенно интересен небольшой, состоящий из 20 экспонатов, раздел русской скульптуры XVIII – начала XX века. Он включает как малоизвестных скульпторов (например, работавшего в России в XVIII веке итальянского мастера Б.Кавачеппи), так и знаменитых – жанриста М.Чижова («Резвушка» и «Мать, обучающая дитя грамоте»), анималиста А.Обера и скульптора Н.Андреева, представленного на выставке чудными расписными майоликами и терракотами.

Одно из центральных событий юбилейной программы – проект «Музеи России поздравляют Третьяковскую галерею» – состоит из двух самостоятельных частей.

В постоянную экспозицию Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке будут включены 11 произведений из собраний крупнейших музеев Москвы и Санкт-Петербурга. Это будут шедевры мирового уровня кисти Д.Г.Левицкого, К.П.Брюллова, И.Е.Репина, В.А.Серова из Государственного Русского музея, редкие образцы живописи «петровского времени» из Государственного Эрмитажа и московской частной коллекции Голицыных, произведение из Государственного Исторического музея. Подобная ситуация поистине уникальна. Обычно произведения одного автора из разных музеев «встречаются» друг с другом только на временных выставках. Включение высококлассных работ в действующую экспозицию Третьяковской галереи предоставляет необыкновенную возможность более полно оценить творчество того или иного художника, другими глазами взглянуть на привычные работы из Третьяковского собрания в новом контексте. Можно будет увидеть «Портрет Е.И.Нелидовой» (1773), будущей фаворитки Павла I, кисти Д.Г.Левицкого, входящий в серию портретов смольнянок (выпускниц Смольного института благородных девиц), написанный Брюлловым роскошный парадный «Портрет светлейшей княгини Е.П.Салтыковой» (ок. 1841), а также другие выдающиеся произведения русской живописи.

Другой частью проекта является выставка «Музеи России поздравляют Третьяковскую галерею». В здании на Крымском Валу представлены работы из собраний более чем 30 музеев, принимавших или заявивших участие в многолетнем федеральном проекте Третьяковской галереи «Золотая карта России», удостоенном в 2004 году Государственной премии РФ в области литературы и искусства.

Экспозицию составят более 100 произведений иконописи, живописи и скульптуры, в том числе 18 работ, приобретенных П.М.Третьяковым или некогда находившихся в собрании ГТГ. Эти экспонаты пополнили коллекции региональных музеев в период активного музейного строительства 1920–1930-х годов, когда через Государственный музейный Фонд перераспределялись произведения искусства из центральных музеев.

Неслучайна связь многих экспонатов юбилейного проекта с историей Третьяковской галереи. В спасении и учете художественных коллекций Тамбовской губернии принимали участие сотрудники московского музея. На выставке можно видеть два открытых ими портрета кисти Ф.С.Рокотова второй половины 1760-х годов из Тамбовской галереи.

Ряд экспонатов непосредственно связан с личностью основателя Третьяковской галереи. Картина А.К.Саврасова «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871) была приобретена Третьяковым сразу после создания и долгое время украшала его кабинет. Портреты писателей Гоголя (Ф.А.Моллер, 1840) и Писемского (В.Г.Перов, 1879) (оба из Ивановского музея) некогда входили в галерею «лиц, дорогих нации», которую собирал П.М.Третьяков.

Многие произведения русского авангарда также были переданы в коллекции региональных музеев из Третьяковской галереи. Среди них – кубофутуристическая картина К.С.Малевича «Жизнь в большой гостинице» (1913-14), «Живописная архитектоника» Л.С.Поповой (1917?).

Все музеи-партнеры с радостью согласились принять участие в масштабной юбилейной выставке и предоставить лучшие, знаковые произведения из своих собраний для экспонирования в Третьяковской галерее в год ее 150-летия.

Уникальная возможность увидеть в наиболее полном виде так называемый «страстной цикл» Николая Ге появилась у посетителей Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Помимо постоянно находящихся в экспозиции шедевров «Что есть истина?» (1890) и «Голгофа» (1893), в зале произведений Ге размещена его картина «Совесть. Иуда» (1891) из фондов ГТГ и – беспрецедентный случай в истории Галереи – «Распятие» (1892) из собрания Музея Орсе, Париж.

Грандиозное по размеру и эмоциональному воздействию полотно выдающегося русского художника Николая Николаевича Ге (1831–1894) привезено вместе с произведениями французского искусства, представленными на выставке «Шедевры музея Орсе» на Крымском Валу.

Тетсунори Кавана со студентами Высшей Школы Ландшафтной Архитектуры и Дизайна Московского Архитектурного института приготовили в качестве поздравления сотрудникам, гостям юбилея, потомкам П.М.Третьякова специальную акцию: 22 мая перед центральными воротами галереи будет создана праздничная объемно-пространственная композиция – неповторимый букет из ветвей цветущих растений. Это – своеобразное возложение цветов к подножию памятника П.М.Третьякову. Подобное подношение традиционно для японской культуры, что особо подчеркнул Т.Кавана. Презентация этого проекта завершится созданием «семейной фотографии» на фоне фасада ГТГ.

Также, в честь юбилея изготовлена медаль по модели А.И.Рукавишникова; Центральный Банк России выпустил памятные монеты, посвященные 150-летию основания Третьяковской галереи.

Юбилей Третьяковской галереи, главного музея русского изобразительного искусства, несомненно, станет центральным культурным событием в жизни России и её столицы – города Москвы.

Олег Адамович