Кино

Почему страшная музыка в фильмах нас так пугает?

Почему страшная музыка в фильмах так пугает людей? Что в ней есть такого, что сразу вызывает ужас?

Если вы не являетесь ученым, то, возможно, не сможете точно описать это техническими терминами, но вы определенно испытываете страх, когда это слышите. Визгливые звуки, неприятные аккорды, внезапные высокие ноты - все это создается, чтобы заставить нас нервничать и находится в напряжении. Но почему? Являются ли эти звуки по своей природе страшными и вызывают ли они инстинктивную реакцию, или это социально обусловленная реакция?

Ответ, вероятно, включает в себя обе эти причины. Еще давно музыковеды определили конкретные комбинации нот, которые больше всего беспокоят наше ухо. Тритон, две ноты, находящиеся на расстоянии в трех полных тонах друг от друга (например, F и B), в Средние века был известен как diabolus in musica (дьявол в музыке). Определенные комбинации нот, такие как тритон, тщательно избегались на протяжении долгого времени, чтобы не ассоциироваться с какими-либо негативными эмоциями.

Также присутствует фактор страха по ассоциации, который может не иметь никакого отношения к музыкальной конструкции. Некоторые музыкальные произведения до сих пор считаются страшными из-за их первоначального предназначения.

"Dies Irae" - это григорианский хорал, который состоит всего из восьми нот и имеет мрачные, апокалиптические тексты. Он звучит страшно даже сегодня для людей, которые не понимают латынь и не знают, что он изначально использовался в католических реквиемных мессах.

И также есть "Токката и фуга ре минор" Баха, про которую некоторые утверждают, что она не считалась особенно страшной до тех пор, пока ее не использовали в фильмах "Доктор Джекилл и мистер Хайд" и "Рассказы из склепа".

Однако, эволюционный биолог из Университета Калифорнии, Лос-Анджелеса Даниэль Блумштейн провел два исследования (в 2010 и 2012 годах), которые указывают на то, что наша реакция на "страшный" звук в значительной мере является биологической - и все эти композиторы и создатели саундтреков фильмов обращались к инстинктивным эмоциональным реакциям, когда создавали пугающую музыку.

Блумштейн и его команда исследователей заметили, что нелинейный хаотичный шум, издаваемый растерянными животными - резкие, пронзительные, непредсказуемые звуки, предназначенные для привлечения внимания, - также вызывали эмоциональное беспокойство у людей. Нелинейный звук расходится, раздражает и резонирует в ушах человека. Звучит знакомо?

Затем исследователи проанализировали более 100 саундтреков к фильмам (в четырех жанрах: ужасы, драма, приключения и военный) и обнаружили, что нелинейный звук является важной частью сцен, которые предназначены для вызывания страха и негативных чувств. Подумайте о фильмах "Психо", "Челюсти", "Сияние", "Изгоняющий дьявола". Еще в фильме 1933 года "Кинг Конг" инженеры звукового сопровождения использовали настоящие крики животных и визг, чтобы вызвать ужас у зрителей.