Социум

Игорному паровозу подрезали крылья

Российские власти обещают в ближайшее время не только сократить количество игровых заведений по стране, но и в целом расставить все точки над “и” в игровом бизнесе. Ожидается, что уже начиная с 2007 года проблем в этом секторе станет значительно меньше.

Пока же был принят законопроект «О государственном регулировании игорного бизнеса». В числе основных достижений в области борьбы за моральный облик российских городов значится запрет на посещение “злачных” казино несовершеннолетними молодыми людьми.

Камень преткновения:
По данным отраслевого журнала “Игорный бизнес”, к концу прошлого года в России было выдано порядка 6300 лицензий на организацию игорного бизнеса, действовало свыше 12 000 игровых залов, около 274 000 игровых автоматов и примерно 4200 игровых столов. В 2004 г. доход индустрии превысил 4,3 млрд. дол. Отчисления в госбюджет в 2004 г. от игорного бизнеса составили около 10 млрд. руб. В 2005 г. поступления от игорного бизнеса в Москве должны были составить приблизительно 4 млрд. руб. По словам заместителя мэра в правительстве Москвы Иосифа Орджоникидзе, в настоящее время в сфере игорного бизнеса занято около 150 тыс. человек.

Недалекое прошлое
Итак, лед, как говорил герой романа Ильфа и Петрова, тронулся, и тронулся достаточно давно. Игровые заведения существовали в России с незапамятных времен, как и во всякой другой стране с укоренившимися капиталистическими нравами. Однако особое внимание на “досуговые дома” было обращено после того, как просаживать денежные сбережения кинулись и стар, и млад. Столбик типа «Ромашка» с множеством прорезей для монет разного достоинства в один не очень приятный день стал поистине ритуальным. Вокруг него в практически в любое время дня и ночи топтались социальные слои попроще.

Для публики более искушенной появились специальные избушки с автоматами, объединенными в единую сеть, где куш мог превратиться в призрачный “Джек пот” с баснословными нулями.

Предупреждения, обращения и нравоучения с “голубого экрана” никакого благотворного эффекта на увлекшееся население не оказали.

Система разбухала – игорные заведения росли, как грибы. Массовое помешательство все больше походило на обычный “лохотрон”, в который оказались втянуты самые доверчивые касты пенсионеров и школьников.

Раз ультиматум – значит, бить будут
Таким образом, пересилили то ли подозрительность, то ли здравый рассудок. Одним словом, игровой “паровоз” попал под горячую руку. Причем не только федеральную, но и региональную, и теперь ситуация выглядит с точностью до наоборот: крайнюю озабоченность проявляют обреченные предприниматели. По их мнению, правительство в настоящее время действует по принципу “ни себе – ни другим”. В ключевых городах, по всей видимости, останутся лишь особенно избранные или заслужившие доверие предприятия.

Речь идет, прежде всего, о двух столицах – Москве и Санкт-Петербурге, где, по оценкам, собрано около 80% российских игорных клубов. Ответ на вопрос “почему?” вполне очевиден и в данном случае вторичен. Гораздо более любопытен вопрос “Что с этим делать?”, и власти нашли выход: убрать игровые автоматы куда подальше.

Возникла крайне примечательная ситуация: власти могут себе позволить отказаться от действительно огромной финансовой прибыли (в этом году Москва недополучит в бюджет около 2,5 млрд. рублей). Этим они немало удивили предпринимателей, которые, кстати, готовы были дать больше, и даже некоторое время давали.

Ситуация вполне, так сказать, “штатная”: сначала недоглядели, а потом процесс оказался настолько запущенным, что проще сначала вынести весь бизнес за принципиально значимую черту, а потом решать, что делать дальше. Но при таком подходе проблема – уверены предприниматели – лишь отодвинется на несколько десятков километров.

В совокупности все мероприятия по борьбе с игроманией привели к тому, что в начале 2006 года в столице были закрыты свыше 50 % сомнительных заведений, которые не соответствовали требованиям законодательства. Более того, по заверениям столичных властей, c начала этого года не было выдано ни одного разрешения на открытие новых “игромест” или реорганизацию действующих.

В ближайшие два месяца в Москве планируется закрыть еще около 500 игровых точек.

В связи с изгнанием и безапелляционным “закручиванием гаек” под ударом оказалось не только настоящее, но и будущее – что ожидает игорный бизнес в ближайшей перспективе? И не расцветет ли тем же буйным цветом бизнес низкого пошиба, скажем, в ближайшем Подмосковье?