Социум

Просочится ли молодежная культура “капюшонов” в Россию?

В Великобритании начинается кампания, которая обещает быть весьма шумной и в известной степени затяжной. Правительство Тони Блэра обратило взор на молодежную среду, ее идеалы и ужаснулось: криминогенная субкультура прочно въелась в общественные устои. При этом, как известно, Англия – едва ли не монопольная законодательница мод, в том числе для России.

Ни для кого не секрет, что на безлюдных вечерних улицах любого мегаполиса царит своя атмосфера – как правило, крайне недружелюбная. Великобритания в этом отношении занимает одно из самых “почетных” мест: недоросли уже давно взяли респектабельные кварталы и переулки под свой контроль – города делятся на свои и чужые зоны.

Отныне политики во главе с премьер-министром не намерены с этим больше мириться. Тем более что правая рука Тони Блэра, вице-премьер Джон Прескотт (Prescott), также чуть было не стал жертвой юных молодчиков – так называемых “капюшонов”: члены многочисленных группировок во время нападений скрывают свои лица под капюшонами спортивных толстовок и нередко снимают избиение жертвы на камеры сотовых телефонов, что подчеркивает особый цинизм современного юношеского насилия. При этом нападениям подвергаются, как правило, взрослые и даже скорее пожилые люди.

Это относительно новое явление в городской жизни получило распространение на волне популяризации стиля casual, к которому обратились некоторое время назад, прежде всего, футбольные “фирмы” и одинокие хулиганы.

Их предшественниками явились скинхеды, которые появились на улицах Европы в 70-х и которые стояли у истоков уличного вандализма и насилия, также соблюдая при этом свой дресс-код. Затем в своих плотных джинсах, рубашках от Ben Sherman и высоких ботинках они нашли общий язык с футбольными фанатами, и появились аморальные ультрас, которые, в свою очередь, и выродились в пресловутый casual, символом которого стала английская торговая марка Lonsdale, и попытались смешаться с толпой.

Таким образом, ничего нового не произошло – это обычный процесс эволюции, и “капюшоны” (кстати, названные так самими политиками) – обычное явление своего времени, молодые люди, отдающие дань моде - и так было всегда.

Вызов “капюшонам” и в целом агрессивной субкультуре улиц и андеграунда был ознаменован запретом молодым людям в спортивных толстовках и балахонах появляться в торговом секторе Англии – решение правительства окончательное и обжалованию не подлежит.

По тому, что “капюшоны” оккупировали торговые площади Bluewater в Кенте – одного из наиболее известных мест, святилища, наверное, для любого светского европейца, а также то, что скандальным вопросом занимаются на правительственном уровне, можно судить, насколько проблема уличного насилия в стиле “Заводного апельсина” Энтони Берджеса актуальна и задевает за живое. Улицы в городах Великобритании, надо признать, никогда не отличались спокойствием, однако размах преступности, особенно среди молодежи, сегодня действительно высок, и нравы старой доброй Англии все больше напоминают кривые улочки портового городка. Между тем само слово “хулиган”, по некоторому поверию, происходит от группировки, которую возглавлял легендарный Hooley и которая терроризировала Северный Лондон еще в конце девятнадцатого века.

Уличное насилие многокомпонентно по своей природе, и, в свою очередь, представляет собой составную часть молодежной культуры: в группировки “капюшонов” входят подростки, начиная от 10-11 лет и, как правило, каждый так или иначе испытывает на себе их влияние, учитывая пресловутые невоздержанные попойки в конце рабочей недели в ближайшем пабе. Пик уличных инцидентов приходится как раз на это время: плохо освещенные проулки и даже городские площади в респектабельных районах становятся “тропой жизни” в самом прямом смысле.

Вместе с тем всегда найдутся противники новых решений. Действия правительства Тони Блэра по наведению порядка и обещанное пристальное внимание на асоциальное поведение молодежи подвергаются критике со стороны скептически настроенных консерваторов, которые сами не прочь поучить молодежь жить. Раздаются голоса в пользу призыва в армейские ряды и вколачивания дисциплины на плацу.

При этом нужно заметить, что проблема стоит довольно остро не только перед законодателями и общественностью Великобритании, но представляет значительную угрозу для спокойствия законопослушных жителей в “белых” кварталах и гетто для черных в американских городах, а также значительной части европейского континента.

Можно предположить, что не далек тот день, когда культура “капюшонов” будет осваиваться на родных просторах, благо у нас своя довольно разносторонняя история: многим памятны московские дворы и улицы 80-х, когда страсти то и дело кипели и захлестывали выпивавшую молодежь. Сегодня все иначе: урбанистическая эстетика не должна расходиться с цинизмом, и все должно быть в меру.